Турист Oleg N. (Nomad)
Oleg N. — был вчера 17:55
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!
Фотоальбом

Усадьба Архангельское

NIKON D7000
45 27

Усадьба «Архангельское» — дворцово-парковый ансамбль конца XVIII века. Усадьба расположена на берегу Москвы-реки, в 20 км на северо-запад от города. Этот уникальный садово-архитектурный комплекс является одним из самых красивых и интересных туристических объектов в Москве, который оценят любители природы, истории и старинной архитектуры. Архангельское приобрело особый вес среди прочих имений московской знати в 19 веке, и сейчас сохраняет свои позиции.

При наличии хорошей погоды и времени, что бы туда добраться, Архангельское - не самое плохое место, что бы провести там выходной день...

План усадьбы. 
В настоящее время усадьба разделена на две части, одна из которых, включающая дворец, огорожена забором, охраняется и проход на ее территорию является платным, вторая, где находится театр Гонзага и Аполлонова роща, не охраняется и открыта для посещения. Между территориями проходит Ильинское шоссе.
План усадьбы. В настоящее время усадьба разделена на две части, одна из которых, включающая дворец, огорожена забором, охраняется и проход на ее территорию является платным, вторая, где находится театр Гонзага и Аполлонова роща, не охраняется и открыта для посещения. Между территориями проходит Ильинское шоссе.
Большой дворец (1784—1820-е гг.). 
Проект обустройства имения был разработан французским архитектором де Герном. В сооружении Дворца принимали участие лучшие архитекторы - О.И. Бове и И.Д. Жуков, С.П. Мельников и Е.Д. Тюрин и другие. Большой вклад в строительство внесли крепостной архитектор Василий Стрижаков и его ученики.
Большой дворец (1784—1820-е гг.). Проект обустройства имения был разработан французским архитектором де Герном. В сооружении Дворца принимали участие лучшие архитекторы - О.И. Бове и И.Д. Жуков, С.П. Мельников и Е.Д. Тюрин и другие. Большой вклад в строительство внесли крепостной архитектор Василий Стрижаков и его ученики.
Большой дворец. 
Высокая арка с ажурной чугунной решеткой и парадный двор вели к Дворцу. Белокаменные колоннады соединяют дворец с флигелями. Над вторым этажом выстроен бельведер.
Большой дворец. Высокая арка с ажурной чугунной решеткой и парадный двор вели к Дворцу. Белокаменные колоннады соединяют дворец с флигелями. Над вторым этажом выстроен бельведер.
Большой дворец. 
В 1919 году в имении был открыт музей, включающий в себя дворцово-парковый ансамбль и старое село с церковью. В залах Дворца представлялись коллекции живописи и скульптуры, декоративно-прикладного искусства и редких книг. В ноябре 1985 года музей был закрыт на реставрацию, закончить которую предполагалось к 1995 году. Из-за отсутствия должного финансирования реставрационные работы прерывались и не завершены до сих пор.
Большой дворец. В 1919 году в имении был открыт музей, включающий в себя дворцово-парковый ансамбль и старое село с церковью. В залах Дворца представлялись коллекции живописи и скульптуры, декоративно-прикладного искусства и редких книг. В ноябре 1985 года музей был закрыт на реставрацию, закончить которую предполагалось к 1995 году. Из-за отсутствия должного финансирования реставрационные работы прерывались и не завершены до сих пор.
Большой Дворец - вид сто стороны парка.
Большой Дворец - вид сто стороны парка.
Дворцово-парковый ансамбль. 
Под влиянием «новомодных» петербургских садов начала XVIII в.: Летнего, Стрельны, петергофского Верхнего сада и Ораниенбаума,- в Архангельском начал формироваться парк. У Д.М. Голицына был и другой близкий пример для его устроения – сад в подмосковной усадьбе графа Якова Брюса в Глинках.
Дворцово-парковый ансамбль. Под влиянием «новомодных» петербургских садов начала XVIII в.: Летнего, Стрельны, петергофского Верхнего сада и Ораниенбаума,- в Архангельском начал формироваться парк. У Д.М. Голицына был и другой близкий пример для его устроения – сад в подмосковной усадьбе графа Якова Брюса в Глинках.
Вид на Большой дворец и итальянский террасный парк. По площади 6 га (равный Летнему) сад в Архангельском имел боскеты, обсаженные точно по образцу петергофского Верхнего, а сорта кустарников и деревьев почти полностью совпадали. И хотя с 1770-х гг. русское садово-парковое искусство отошло от традиций «французского сада», парк в Архангельском не был переделан в угоду новой моде в духе английских пейзажных парков. Наоборот, он превращался при Н.А. Голицыне в «подмосковный Версаль» с зелеными партерами, строгой сеткой аллей и деревьями, стриженными в манере создателя Версаля Андре Ленотра. Позднее окружением партера стали густые рощи с романтическими названиями «Князьборисова», «Аполлонова», «Магометова», «Малиновая»…
Вид на Большой дворец и итальянский террасный парк. По площади 6 га (равный Летнему) сад в Архангельском имел боскеты, обсаженные точно по образцу петергофского Верхнего, а сорта кустарников и деревьев почти полностью совпадали. И хотя с 1770-х гг. русское садово-парковое искусство отошло от традиций «французского сада», парк в Архангельском не был переделан в угоду новой моде в духе английских пейзажных парков. Наоборот, он превращался при Н.А. Голицыне в «подмосковный Версаль» с зелеными партерами, строгой сеткой аллей и деревьями, стриженными в манере создателя Версаля Андре Ленотра. Позднее окружением партера стали густые рощи с романтическими названиями «Князьборисова», «Аполлонова», «Магометова», «Малиновая»…
Дворцово-парковый ансамбль. 
Планировка парка оказалась открытой, перспектива не замыкалась никакими постройками. Его регулярную часть составляли две террасы, выполненные по проекту итальянского архитектора Джакомо Тромбаро, и большой партер с прилегающими к нему боскетами. Современный вид террасы приобрели в 1829 г. после реконструкции, осуществленной архитектором В.Г. Дрегаловым.
Дворцово-парковый ансамбль. Планировка парка оказалась открытой, перспектива не замыкалась никакими постройками. Его регулярную часть составляли две террасы, выполненные по проекту итальянского архитектора Джакомо Тромбаро, и большой партер с прилегающими к нему боскетами. Современный вид террасы приобрели в 1829 г. после реконструкции, осуществленной архитектором В.Г. Дрегаловым.
Дворцово-парковый ансамбль. 
Верхняя терраса своими размерами и композицией напоминает парадный двор и точно соответствует ширине фасада дворца. Здесь еще острее ощущается тонкий синтез архитектуры и природы: вместо белой линии колоннад по оси от дома тянутся двухсотлетние лиственницы. На их фоне четко выделяются классически строгие силуэты мраморных герм.
Дворцово-парковый ансамбль. Верхняя терраса своими размерами и композицией напоминает парадный двор и точно соответствует ширине фасада дворца. Здесь еще острее ощущается тонкий синтез архитектуры и природы: вместо белой линии колоннад по оси от дома тянутся двухсотлетние лиственницы. На их фоне четко выделяются классически строгие силуэты мраморных герм.
Дворцово-парковый ансамбль. 
При взгляде с Верхней террасы особенно ясно прочитывается композиция садово-паркового ансамбля: симметричное расположение газонов и аллей, удивительная гармония архитектурных объемов. Композиционным центром Нижней террасы является фонтан «Амуры с дельфинами» итальянского мастера Д. Джиромелло.
Дворцово-парковый ансамбль. При взгляде с Верхней террасы особенно ясно прочитывается композиция садово-паркового ансамбля: симметричное расположение газонов и аллей, удивительная гармония архитектурных объемов. Композиционным центром Нижней террасы является фонтан «Амуры с дельфинами» итальянского мастера Д. Джиромелло.
Дворцово-парковый ансамбль. 
Высокая подпорная стена Нижней террасы украшена ажурной балюстрадой с 44 мраморными бюстами античных героев, философов, императоров и полководцев – Демокрита, Цезаря, Августа, Нерона…
Дворцово-парковый ансамбль. Высокая подпорная стена Нижней террасы украшена ажурной балюстрадой с 44 мраморными бюстами античных героев, философов, императоров и полководцев – Демокрита, Цезаря, Августа, Нерона…
Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада») (1909—1916). Дата основания усадьбы относится к далекому 1660 г., когда первым ее хозяином и основателем был Я.Н. Одоевский. Затем владельцами усадьбы были Черкасские, с 1703 г. Голицыны. Но особого расцвета достигло Архангельское при князе Николае Юсупове, который в 1810 году стал ее владельцем. Именно Юсупов превратил усадьбу в роскошный дворец с прекрасным ландшафтным парком, спроектированным наподобие парка резиденции французских королей. Отсюда закрепилось второе название усадьбы — "Русский Версаль".
Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада») (1909—1916). Дата основания усадьбы относится к далекому 1660 г., когда первым ее хозяином и основателем был Я.Н. Одоевский. Затем владельцами усадьбы были Черкасские, с 1703 г. Голицыны. Но особого расцвета достигло Архангельское при князе Николае Юсупове, который в 1810 году стал ее владельцем. Именно Юсупов превратил усадьбу в роскошный дворец с прекрасным ландшафтным парком, спроектированным наподобие парка резиденции французских королей. Отсюда закрепилось второе название усадьбы — "Русский Версаль".
Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада») (1909—1916). Недалеко от церкви Архангела Михаила находится фамильный храм-усыпальница Юсуповых, возведенный в 1916 году по инициативе Зинаиды Николаевны, последней из потомков Юсуповых по прямой линии.
Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада») (1909—1916). Недалеко от церкви Архангела Михаила находится фамильный храм-усыпальница Юсуповых, возведенный в 1916 году по инициативе Зинаиды Николаевны, последней из потомков Юсуповых по прямой линии.
Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада») (1909—1916). Украшением сооружения являлся высокий 8-колонный портик в центре, а также 2 сквозные колоннады по бокам, из-за которых здание получило свое второе, более точное название – Колоннада.
Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада») (1909—1916). Украшением сооружения являлся высокий 8-колонный портик в центре, а также 2 сквозные колоннады по бокам, из-за которых здание получило свое второе, более точное название – Колоннада.
Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада») (1909—1916). Сейчас в последнем пристанище Юсуповых открыт музей живописи и фарфора.
Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада») (1909—1916). Сейчас в последнем пристанище Юсуповых открыт музей живописи и фарфора.
Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада») (1909—1916).
Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада») (1909—1916).
Кладовая над оврагом. 
Каменная кладовая, выстроенная еще в XVIII в. на склоне у Москвы-реки, служила хозяйственным складом, а своими фундаментами сдерживала разрастание проходящего под ней оврага. В наши дни в этом здании расположен лекционный зал, проходят научные конференции, концерты, выставки.
Кладовая над оврагом. Каменная кладовая, выстроенная еще в XVIII в. на склоне у Москвы-реки, служила хозяйственным складом, а своими фундаментами сдерживала разрастание проходящего под ней оврага. В наши дни в этом здании расположен лекционный зал, проходят научные конференции, концерты, выставки.
Святые ворота. 
Дорога к церкви Архангела Михаила начинается Святыми воротами, возведенными в 1824 г. Е.Д.Тюриным. В проекте архитектора между колоннами, украшающими пилоны этой монументальной арки, стояли статуи святых, а над аттиком возвышался Крест и фигуры ангелов.
Святые ворота. Дорога к церкви Архангела Михаила начинается Святыми воротами, возведенными в 1824 г. Е.Д.Тюриным. В проекте архитектора между колоннами, украшающими пилоны этой монументальной арки, стояли статуи святых, а над аттиком возвышался Крест и фигуры ангелов.
Ограда Храма Архангела Михаила
Ограда Храма Архангела Михаила
Храм Архангела Михаила. 
Самое древнее сооружение села Архангельского - каменный храм, выстроенный в 1660-е гг, и давший название имению. Его зодчим был известный крепостной каменных дел мастер Павел Сидорович Потехин. Стоящая на высоком берегу Москвы-реки церковь Архангела Михаила издали видна при подъезде к усадьбе.
Храм Архангела Михаила. Самое древнее сооружение села Архангельского - каменный храм, выстроенный в 1660-е гг, и давший название имению. Его зодчим был известный крепостной каменных дел мастер Павел Сидорович Потехин. Стоящая на высоком берегу Москвы-реки церковь Архангела Михаила издали видна при подъезде к усадьбе.
Храм Архангела Михаила. 
Невысокая, без подклета, с крытой лемехом главкой-луковицей и двумя приделами - Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи - она живописно выделяется на фоне соснового бора причудливой игрой архитектурных объемов. Внутреннее убранство церкви просто и строго: побеленные стены и кирпичные, уложенные «в елку» полы, низкие с каменными связями своды.
Храм Архангела Михаила. Невысокая, без подклета, с крытой лемехом главкой-луковицей и двумя приделами - Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи - она живописно выделяется на фоне соснового бора причудливой игрой архитектурных объемов. Внутреннее убранство церкви просто и строго: побеленные стены и кирпичные, уложенные «в елку» полы, низкие с каменными связями своды.
Храм Архангела Михаила. 
В 1820-е гг. небольшой южный придел Иоанна Предтечи увеличили, а с западной стороны к церкви пристроили галерею. Колокольня, сначала деревянная, а затем из камня, была возведена к западу от храма. На ней разместили не только колокола, но и часы (до наших дней сохранился только фундамент сооружения). В 1826 г. создание храмового комплекса было завершено строительством Глинобитной ограды с аркой посередине и деревянными башенками по сторонам.
Храм Архангела Михаила. В 1820-е гг. небольшой южный придел Иоанна Предтечи увеличили, а с западной стороны к церкви пристроили галерею. Колокольня, сначала деревянная, а затем из камня, была возведена к западу от храма. На ней разместили не только колокола, но и часы (до наших дней сохранился только фундамент сооружения). В 1826 г. создание храмового комплекса было завершено строительством Глинобитной ограды с аркой посередине и деревянными башенками по сторонам.
Конторский флигель. 
Памятник архитектуры начала XIX в. Построен в 1822-1823 гг. по проекту архитектора Тюрина на месте двухэтажного флигеля конца XVIII в. Новый флигель первоначально имел башню высотой 18 м.
Конторский флигель являлся центром хозяйственной жизни Архангельского. Здесь располагалось ведомство управляющего имением: контора получала распоряжения из московской канцелярии и давала указания по всем работам в имении; писари оформляли приходо-расходные книги, документы по строительству и уходу за парком, работе фабрики по пряже козьего пуха и мастерских по росписи фарфора и огранке хрустальной посуды...
Конторский флигель. Памятник архитектуры начала XIX в. Построен в 1822-1823 гг. по проекту архитектора Тюрина на месте двухэтажного флигеля конца XVIII в. Новый флигель первоначально имел башню высотой 18 м. Конторский флигель являлся центром хозяйственной жизни Архангельского. Здесь располагалось ведомство управляющего имением: контора получала распоряжения из московской канцелярии и давала указания по всем работам в имении; писари оформляли приходо-расходные книги, документы по строительству и уходу за парком, работе фабрики по пряже козьего пуха и мастерских по росписи фарфора и огранке хрустальной посуды...
Корпус санатория «Архангельское». 
В 1934–37 гг. на месте Лимонной и Орхидейной оранжерей XVIII века, располагавшихся у южной границы усадьбы, выстроены корпуса санатория в стиле, имитирующем первую четверть XIX в.
Корпус санатория «Архангельское». В 1934–37 гг. на месте Лимонной и Орхидейной оранжерей XVIII века, располагавшихся у южной границы усадьбы, выстроены корпуса санатория в стиле, имитирующем первую четверть XIX в.
 

Корпус санатория «Архангельское». 
В августе 1919 года отдел по делам по делам музеев Наркомпроса, в чьём ведении находились бывшая усадьба князей Юсуповых, передаёт оранжерейный флигель и малый дворец «Каприз» под санаторий для выздоравливающих красноармейцев.
В 1932 году санаторий передаётся в ведение Лечебно-санитарного управления Кремля, а в последующем в ведение Наркомата по военным и морским делам. Согласно решения ЦИК от 16 октября 1933 года (отмечается дата санатория) здесь организуется дом отдыха РККА для старшего и высшего начальствующего состава.
В 1937 году завершается сооружение первого и второго корпусов, спроектированных талантливым архитектором, профессором Военно-инженерной академии А.П. Апышковым.
Корпус санатория «Архангельское». В августе 1919 года отдел по делам по делам музеев Наркомпроса, в чьём ведении находились бывшая усадьба князей Юсуповых, передаёт оранжерейный флигель и малый дворец «Каприз» под санаторий для выздоравливающих красноармейцев. В 1932 году санаторий передаётся в ведение Лечебно-санитарного управления Кремля, а в последующем в ведение Наркомата по военным и морским делам. Согласно решения ЦИК от 16 октября 1933 года (отмечается дата санатория) здесь организуется дом отдыха РККА для старшего и высшего начальствующего состава. В 1937 году завершается сооружение первого и второго корпусов, спроектированных талантливым архитектором, профессором Военно-инженерной академии А.П. Апышковым.
Москва-река. 
Если зайти за санаторий, и спуститься вниз - то можно увидеть такие красивые места...
Москва-река. Если зайти за санаторий, и спуститься вниз - то можно увидеть такие красивые места...
Москва-река.
Москва-река.
Москва-река.
Москва-река.
Москва-река.
Москва-река.
дворец «Каприз». 
Построен в конце XVIII в., первоначально был отдельным парковым павильоном. Сперва это было одноэтажное строение. В 1818 - 1819 годах над центральной частью здания был надстроен еще один этаж. Комнаты "Каприза" были роскошно декорированы, здесь висело много картин. В 1830-х годах этот уединенный дворец был превращен в обычные жилые помещения. Перед "Капризом" и примыкающей к нему под прямым углом Библиотекой находилось 35 скульптур, а также вазы, бюсты. В центре цветочного сада можно было видеть мраморную статую Купидона, вырезающего лук из палицы Геракла, копию работы XVIII в. французского скульптора Э. Бушардона. В 1840-х годах скульптуры вокруг «Каприза» переместили на верхнюю террасу.
дворец «Каприз». Построен в конце XVIII в., первоначально был отдельным парковым павильоном. Сперва это было одноэтажное строение. В 1818 - 1819 годах над центральной частью здания был надстроен еще один этаж. Комнаты "Каприза" были роскошно декорированы, здесь висело много картин. В 1830-х годах этот уединенный дворец был превращен в обычные жилые помещения. Перед "Капризом" и примыкающей к нему под прямым углом Библиотекой находилось 35 скульптур, а также вазы, бюсты. В центре цветочного сада можно было видеть мраморную статую Купидона, вырезающего лук из палицы Геракла, копию работы XVIII в. французского скульптора Э. Бушардона. В 1840-х годах скульптуры вокруг «Каприза» переместили на верхнюю террасу.
Павильон «Чайный домик». 
Ротонда, носящая название «Чайный домик», являлась центральной частью библиотеки, построенной в 1780–90 гг. по проекту архитектора Ф. Петтонди. Здание было соединено с малым дворцом «Каприз». В 1829 г. горело, в результате чего погибли его боковые крылья. Фасады центральной части вновь отделаны архитектором В. Дрегаловым в стиле позднего классицизма.
Павильон «Чайный домик». Ротонда, носящая название «Чайный домик», являлась центральной частью библиотеки, построенной в 1780–90 гг. по проекту архитектора Ф. Петтонди. Здание было соединено с малым дворцом «Каприз». В 1829 г. горело, в результате чего погибли его боковые крылья. Фасады центральной части вновь отделаны архитектором В. Дрегаловым в стиле позднего классицизма.
На территории парка растут шикарные сосны...
На территории парка растут шикарные сосны...
Лев около Большого Дворца
Лев около Большого Дворца
Колоннада Большого Дворца
Колоннада Большого Дворца
Внутренний двор Большого Дворца
Внутренний двор Большого Дворца
Интерьеры Большого Дворца. 
Вестибюль — это уже и первый парадный зал дворца. Торжественность придают ему графически четкая одноцветная роспись в технике гризайль, общий серебристо-серый в сочетании с белым холодноватый колорит, крупных форм скульптура.
Интерьеры Большого Дворца. Вестибюль — это уже и первый парадный зал дворца. Торжественность придают ему графически четкая одноцветная роспись в технике гризайль, общий серебристо-серый в сочетании с белым холодноватый колорит, крупных форм скульптура.
Интерьеры Большого Дворца. Овальный зал. 
Двусветный, высотой в два этажа, соединяющий две анфилады, Овальный зал — самый сложный по архитектурному решению, самый большой и великолепный во дворце. Он расположен в центре здания по главной оси всего ансамбля. Это поистине архитектурный и композиционный центр дворца.
Интерьеры Большого Дворца. Овальный зал. Двусветный, высотой в два этажа, соединяющий две анфилады, Овальный зал — самый сложный по архитектурному решению, самый большой и великолепный во дворце. Он расположен в центре здания по главной оси всего ансамбля. Это поистине архитектурный и композиционный центр дворца.
Интерьеры Большого Дворца.
Интерьеры Большого Дворца.
Все утомились, экскурсия закончилась... Всем спасибо! ))
Все утомились, экскурсия закончилась... Всем спасибо! ))

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому