Турист Oleg N. (Nomad)
Oleg N. — был сегодня 14:20
Столько новых интересных материалов! Ну никак не успеваю все читать!
Фотоальбом

Москва купеческая

Москва — Россия
NIKON D3000, NIKON D7000, NIKON D7100
185 54

Вот уже сколько времени мне не дает слава Игоря Igor Butyrskii, который заснял, наверное, все красивые домики по всем российским городам, в которые, скорее всего, я никогда не попаду... Мне вот, кроме родного города, нечем банковать, но может быть кому-нибудь будет интересно, что еще сохранилось в Москве...

Надеюсь, что альбом заинтересует гостей столицы, а постоянно в ней проживающих - разок-другой выгонит на прогулку по родному городу... ))

Усадьба Н. Г. Григорьева, 1-й Кадашевский пер., д. 10
Усадьба Н. Г. Григорьева, 1-й Кадашевский пер., д. 10
Усадьба первой половины XIX в.
Особняк Гагариных, Армянский пер, д.11/2а
Особняк Гагариных, Армянский пер, д.11/2а
В восьмидесятых годах XVIII князь Иван Сергеевич Гагарин приобрел большой участок на углу Армянского и Сверчкова переулков. Здесь знаменитый зодчий Матвей Казаков сооружает прекрасную городскую усадьбы – трехэтажный особняк с многочисленными службами в обширном дворе. А в 1810 году этот дом купили Тютчевы. Будущему поэту Федору Ивановичу Тютчеву было 7 лет.
Особняк, Б. Афанасьевский пер, д.20
Особняк, Б. Афанасьевский пер, д.20
Дом середины XVIII века. В середине 1920-х годов здесь было отделение ВСНХ по изысканиям и проектировке Днепростроя.
Доходный дом, Барыковский пер, д. 7
Доходный дом, Барыковский пер, д. 7
Дом 1903 года, архитектор М. А. Петров
Доходный дом А. Фролова, ул. Бауманская, 23
Доходный дом А. Фролова, ул. Бауманская, 23
Был построен в 1914 году, арх. В. А. Мазырин
Палаты Аверкия Кириллова, Берсеневская наб, д.20
Палаты Аверкия Кириллова, Берсеневская наб, д.20
Палаты Аверкия Кириллова в Москве — редкий образец частного жилого строительства второй половины XVII — самого начала XVIII веков. Участок земли у самой кромки Москвы-реки, на котором стоят палаты, изначально принадлежал Беклемишевым. После казни в 1525 году И. Н. Берсень-Беклемишева, эти земли перешли в царское владение. Впрочем, очень скоро они были пожалованы некоему Кириллу — основателю рода Кирилловых. Дошедший до наших дней ансамбль сложился уже при его внуке — думном дьяке Аверкии Кириллове — в 1656—1657 годах.
Палаты Г. Арасланова, угол Б. Никитской и Брюсова пер, д.1
Палаты Г. Арасланова, угол Б. Никитской и Брюсова пер, д.1
Первый известный владелец палат в XVII в. — некто Григорий Арасланов (непонятно почему фигурирующий повсюду с эпитетом «провинциал-фискал»), который в 1729 г. продал их князю Ф.П. Сонцову-Засекину.
Дом Пашкова,  Воздвиженка ул. 3/5, стр.1.
Дом Пашкова, Воздвиженка ул. 3/5, стр.1.
Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, — это устная традиция и архитектурная баженовская манера.
Особняк купца А. А. Морозова, Воздвиженка ул., 16.
Особняк купца А. А. Морозова, Воздвиженка ул., 16.
Построен архитектором В. А. Мазыриным в 1894-1899 гг. для купца Арсения Абрамовича Морозова, после посещения последним Испании и Португалии. В течение пяти лет строительства особняка проект неоднократно менялся, в него вносились различные изменения и переделки в соответствии с переменчивым настроением заказчика. В результате был выстроен особняк в виде миниатюрного средневекового замка в духе ренессансного португальского зодчества стиля «мануэлино», в котором широко используются живописные детали декора — раковины, корабельные канаты, подковообразные и стрельчатые арки и пр. Фасад здания украшают торжественный вход в виде подковы и две романтические башни с кружевным аттиком и решёткой балкона. Внутренние интерьеры особняка были выполнены в разных стилях: китайский, итальянский, мавританский. По преданию, мать увидев творение сына, произнесла в сердцах: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва!».
Городская усадьба Я. П. Шаховского - И. И. Краузе - Осиповских, ул. Воздвиженка, дом 18/9
Городская усадьба Я. П. Шаховского - И. И. Краузе - Осиповских, ул. Воздвиженка, дом 18/9
Городская усадьба Я. П. Шаховского — И. И. Краузе — Осиповских (главный дом, 1783 г) объект культурного наследия регионального значения
Особняк Цуриковых-Нарышкиных, Гоголевский бр, 10
Особняк Цуриковых-Нарышкиных, Гоголевский бр, 10
Это здание является творением архитектора Матвея Козакова. Оно было построено в конце XVIII века и принадлежало Цуриковым-Нарышкиным. Здесь жил декабрист М. М. Нарышкин. В этом доме бывали К. Ф. Рылеев, И. И. Пущин, позднее И. С. Тургенев, И. Е. Репин, А. Н. Островский, А. Ф. Писемский, А. А. Фет. В доме работало правление Союза художников СССР.
Особняк Я. С. Филевского, Гончарная ул, д. 7
Особняк Я. С. Филевского, Гончарная ул, д. 7
Дом расположен на углу Рюмина переулка и Гончарной улицы. Особняк был построен в 1872-1899 годах по проекту известного российского зодчего В.Е. Сретенского. Здание выглядит оригинально и привлекательно благодаря сочетанию простоты проекта и вычурности изящных линий узора на фасадах. Этот дом в стиле русского сельского жилья первоначально принадлежал Я.С. Филевскому, его следующим собственником стала семья купцов-староверов Рахмановых. И первый и последний владельцы особняка были настоящими ценителями народных традиций. Рахмановы полностью сохранили первоначальное оформление здания. Основным украшением строения является пропильная резьба, которой декорированы наличники, карнизы и слуховые окна дома. К нашим дням особняк Филевского с деревенским стилем декора сохранился практически в первоначальном виде. Этот дом является ценным наследием архитектуры второй половины XIX века.
Городская усадьба А.И. Зимина, Гончарная ул., д. 34
Городская усадьба А.И. Зимина, Гончарная ул., д. 34
Главный дом усадьбы был построен в 1912-14 гг.
Дом Демидова, Гороховский пер, д. 4
Дом Демидова, Гороховский пер, д. 4
Дом Демидова (Дворец Демидова) — памятник архитектуры и истории, считается одним из шедевров московского классицизма. Здание возведено в 1789—1791 гг. по проекту М. Ф. Казакова для отставного бригадира И.И.Демидова. Вся усадьба Демидовых, и в частности главный дом, являются типичными для застройки Москвы последней четверти XVIII в. и позволяют представить, как выглядели парадные залы и жилые комнаты богатых москвичей того времени. В нижнем этаже находились главным образом хозяйственные помещения и «людские покои». Почти все помещения этого этажа были со сводами и отделаны предельно просто. Помещения верхнего, третьего этажа, использовали для повседневных целей: личные комнаты на случай приезда гостей и комнаты, где размещалась господская прислуга. А вот второй этаж занимал Большой парадный зал, от которого начиналась анфилада парадных комнат, где проводились торжественные приемы и званные обеды. Парадные комнаты зажиточных москвичей того времени были призваны показать богатство, достоинство и звание именитого дворянина. Парадные комнаты демидовского дома носят название «золотых», поскольку их карнизы, мебель, камины, двери украшены искусно выполненной, тончайшей деревянной резьбой, покрытой тонким слоем сусального золота по собственным рисункам Казакова. Они поистине отличались дворцовой пышностью. Несмотря на то, что дом Демидова несколько раз перестраивался и снаружи и внутри, архитектура здания сохранилась почти без изменений.
Городская усадьба Н. А. Сумарокова, Н. А. Тюляевой, ул. Забелина, д.3
Городская усадьба Н. А. Сумарокова, Н. А. Тюляевой, ул. Забелина, д.3
Особняк с мезонином и полуподвальным этажом несет на себе эклектичный декор конца XIX в. Но эта внешность обманчива: в основе находятся палаты XVII в., о которых напоминают наличники на левом торце здания. Особенно интересен декор наличников, напоминающий «елочку» — точно такой же мотив использован на южном фасаде соседней церкви святого князя Владимира в Старых Садех, что позволяет предполагать их связь. По всей вероятности, отделкой палат во второй половине XVII в. занималась та же артель, что и перестраивала Князь-Владимирскую церковь. С 1792 года здание принадлежит роду Сумароковых. В XIX в. здание перешло к Н.А. Тюляевой, в дальнейшем владельцы не раз менялись, само оно расширялось и практически утратило свои древние черты. С 2010 г. в здании располагается Императорское православное палестинское общество, которое в 2013 г. открыло на первом этаже собственный музей.
Дом архитектора Е.Д. Тюрина, ныне - галерея Шилова, ул. Знаменка, 5
Дом архитектора Е.Д. Тюрина, ныне - галерея Шилова, ул. Знаменка, 5
Особняк выстроен в классицистическом стиле с мезонином и эклектическим декором. Дом украшают маски львов над окнами и кариатиды в центральной нише (I-я половина XIX в.). В 1881 году архитектором Ф.М. Шестаковым выполнены изменения фасада здания и достройки.
Доходный дом Л.В. Шамшиной,  ул. Знаменка, д. 8/13, стр. 1
Доходный дом Л.В. Шамшиной, ул. Знаменка, д. 8/13, стр. 1
Доходный дом Л.В.Шамшиной на углу Знаменки и Староваганьковского переулка построен в 1909 году. Архитектор Н.Н. Благовещенский сделал проект шестиэтажного доходного дома, фасады которого выходили на Знаменку и Староваганьковский переулок. Но А.И. Шамшину с супругой декор дома показался скучным и они заказали архитектору Ф.О. Шехтелю новый проект фасада и внутреннего декора. Шехтель акцентировал внимание на угол здания. Два фасада по улице и переулку как будто стянуты угловым эркером с башенкой. Она перекликается с бельведером дома Пашкова, что создает хорошую видовую перспективу. Эркер как будто опирается на колонну, капитель которой декорирована рельефом в виде репейника. Фасад имеет довольно строгий декор без излишеств. Его ритм разнообразят вертикальные эркеры. Разная отделка оттеняет горизонтальные акценты: два первых этажа отделаны цементной штукатуркой под камень, остальные четыре этажа — глазурованным кирпичом. Сейчас сохранился только декор подъезда и козырька, входного вестибюля и парадной лестницы. Этот дом одним из первых оснастили новым техническим изобретением — лифтом. Парадный вестибюль до сих пор украшают маски женщин в египетском стиле. Совсем недавно, в 2000-е гг., владелец, купивший квартиру в пентхаусе, надстроил его посередине еще одним этажом с круглым большим бельведером, что изуродовало дом и исказило видовую перспективу перекличек Пашкова Дома и Дома Шамшина.
Особняк В. Я. Лепешкиной, ул. Знаменка, 10
Особняк В. Я. Лепешкиной, ул. Знаменка, 10
Двухэтажный эклектический пышно декорированный особняк построен в 1888-1890 гг. архитектором Б. В. Фрейденбергом. В 1930 г. дом надстроен двумя этажами. После революции особняк отошел Коммунистической академии, затем его занял Институт государства и права Академии наук - ведущее научное юридическое учреждение страны.
Троицкое подворье, ул. Ильинка д. 5/2
Троицкое подворье, ул. Ильинка д. 5/2
С 1535 года владельцем этого участка был Троице-Сергиев монастырь, подворье которого было не тронутым до 1917 года. На рубеже XVIII-XIX вв. был возведен дом, в нем находились трактир, торговые лавки и гостиница. В 1874-1879 гг. здание надстроено до пяти этажей, что позволило ему стать в то время самым высоким в Москве.
Здание Купеческой биржи, ул. Ильинка, д. 6
Здание Купеческой биржи, ул. Ильинка, д. 6
Первоначально здание Купеческой биржи выстроил на месте снесенных Рыбных рядов в 1836-1839 гг. М. Д. Быковский. Строение в формах позднего классицизма отличалось небольшими масштабами и строгим оформлением. С увеличением объёмов торговых операций возникла потребность в расширении внутренней площади Купеческой биржи, что было сделано при её перестройке в 1873-1875 гг.
Здание Волжско-Камского коммерческого банка, ул. Ильинка, д.8
Здание Волжско-Камского коммерческого банка, ул. Ильинка, д.8
Здание Волжско-Камского коммерческого банка построено в 1889-1890 гг. архитектором Б. В. Фрейденбергом (объект культурного наследия регионального значения).
Городская усадьба банкира и промышленника А. Л. Кнопа, Колпачный пер, 5 стр 2
Городская усадьба банкира и промышленника А. Л. Кнопа, Колпачный пер, 5 стр 2
Большой участок в Колпачном переулке принадлежал промышленнику барону Иоганну Людвигу Кноппу. После его смерти в 1894 году владение унаследовали и поделили его сыновья, Кноп, Андреас и Теодор. Во владении по адресу дом № 5 по заказу Андрея Львовича (Андреаса) усадьба была построена в 1900 году архитектором Карлом Васильевичем Трейманом. Она выдержана в неоготическом стиле, гранёная зубчатая башенка и щипцовые фигурные завершения придают главному дому вид замка. Также комплекс усадьбы включает в себя сторожку и электростанцию, по красной линии улицы стоит ограда с решёткой. Одной из причин выбора этого места для возведения дома являлась находившаяся рядом лютеранская кирха Петра и Павла, которую посещали все члены семьи барона. После прихода к власти большевиков Андрей Львович эмигрировал, а его усадьба перешла в руки государства. В конце 1930-х годов его занимал Московский городской комитет ВЛКСМ. После начала Великой Отечественной войны, в 1941 году в бывшей усадьбе осуществлялся приём заявок от добровольцев. Среди получивших здесь путёвки на фронт была и Зоя Космодемьянская.
Особняк В. А. Глебовой, Колымажный пер., д. 4
Особняк В. А. Глебовой, Колымажный пер., д. 4
Двухэтажный особняк с мезонином в Колымажном переулке на бывшей церковной земле был построен в 1826-1827 годах архитектором Ф.М. Шестаковым для вдовы действительного статского советника В.А. Глебовой. Здание является одним из лучших образцов московского ампира, характерного для периода строительства послепожарной Москвы. В в 1961 году особняк занял архив ГМИИ им. А.С. Пушкина. В настоящее время в здании располагается отдел гравюры и рисунка музея.
Бывший доходный дом страхового общества «Россия», Лубянская пл, д. 2
Бывший доходный дом страхового общества «Россия», Лубянская пл, д. 2
В конце XIX страховое общество «Россия», будучи крупной компанией с правлением в Санкт-Петербурге, приобретает земельный участок, выходящий на Лубянскую площадь. Знаменитое здание 2 было построено в 1897—1900 годах архитектором А. В. Ивановым, автором «Националя», при помощи Проскурнина в стиле неоклассицизм с необарочными деталями. Дом 2 выходит на Большую Лубянку боковым торцом. Дом 1 и дом 2 по Большой Лубянке являлись доходными домами, принадлежавшими страховому обществу «Россия». Оба здания сдавались «Россией» под квартиры и торговые помещения. Дом на Лубянке приносил «России» 160 тысяч рублей годового дохода.
Усадьба М.Р. Хлебникова, ул. Маросейка, д.17
Усадьба М.Р. Хлебникова, ул. Маросейка, д.17
Главный дом усадьбы был построен в 1782 г. для подполковника М.Р. Хлебникова, бывшего помощника фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского. С 1793 г. усадьбой владел выдающийся полководец генерал-фельдмаршал граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский. В 1797-1820-х гг. здесь жил его сын, государственный канцлер эпохи наполеоновских войн, основатель Румянцевского музея Николай Петрович Румянцев. У него бывали В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев, П.А. Вяземский. Современный вид здание получило в 1880-е гг. В 1912 г. на втором этаже дома находился филиал электротехнической компании "Сименс - Шуккерт". Директором филиала был Л.Б. Красин – один из ближайших соратников Ленина. Сейчас в особняке располагается Посольство Белоруссии.
Усадьба Шаховских — Красильщиковой, ул. Моховая, д. 6
Усадьба Шаховских — Красильщиковой, ул. Моховая, д. 6
В основе усадьбы — строения XVIII—XIX веков, составлявшие большую усадьбу, которой владел, в частности, князь П. П. Шаховской. В середине XIX века большая усадьба была разделена на три владения: дом 2 на углу Моховой улицы и Знаменки, дом 4 и дом 6. Дома 2 и 4 не сохранились, они были снесены в 1972 году, как считается, к приезду в Москву Ричарда Никсона, образовавшийся газон на Боровицкой площади получил неофициальное прозвище «лужайка Никсона». Дом 6 был продан дочерьми князя Шаховского Ириной и Софьей И. К. Бакланову, владельцу Купавинской суконной фабрики, в 1867 году. В 1868 году дом был перестроен по проекту архитектора А. С. Каминского при участии С. С. Эйбушитца в классическом стиле, объединив главный дом с флигелями. В 1892 году дом купила иркутская купчиха Ю. И. Базанова, а в 1906 году её перекупил мануфактур-советник Н. М. Красильщиков, который владел ей совместно с женой Е. А. Красильщиковой
Меблированные комнаты Петергоф, Моховая, 7
Меблированные комнаты Петергоф, Моховая, 7
Гостиница "Петергоф" страхового общества "Жизнь" расположена на улице Моховой, 7. Здание построено в стиле ампир в 1899 году. Архитектор В.В. Шауб.
Чайный дом (Дом Перлова на Мясницкой), ул. Мясницкая, 19
Чайный дом (Дом Перлова на Мясницкой), ул. Мясницкая, 19
Жилой дом и чайный магазин в Москве, построенный в 1890—1893 годах для основателя чайной компании «Перлов и сыновья» Сергея Васильевича Перлова. В 1896 г. переоформлен в традиционном китайском стиле.
Дом Колычевых, Б. Никитская, д. 11
Дом Колычевых, Б. Никитская, д. 11
Дом Колычевых (Синодальное училище) - одно из красивейших зданий московского классицизма кон. XVIII в
Особняк В.А.Балина, Б. Никитская, д. 43
Особняк В.А.Балина, Б. Никитская, д. 43
Здание в неоклассическом стиле с элементами эклектики, построено в 1900 году, архитектор Н.Г.Зеленин. Резиденция посла Турции. Посольство Турции занимает здание с 1925 года, до этого здесь с 1920 года размещалось бюро Миссии помощи России, которое возглавлял известный норвежский исследователь Фритьоф Нансен.
Главный дом усадьбы Черкасской - Баскакова Б. Никитская ул., д. 44 стр. 2
Главный дом усадьбы Черкасской - Баскакова Б. Никитская ул., д. 44 стр. 2
Роскошный, но в тоже время, небольшой одноэтажный особняк с полуподвальным помещением и мезонином. Слева от главного здания пристроен флигель, который соединяется с основным зданием при помощи проездных ворот. Обе постройки, представляющие собой цельную композицию, разные по масштабу. Так, основное здание – нарочито монументально, что подчёркивают массивные полуколонны композитного ордера, окна главного этажа, фронтон здания. Декоративное оформление здания относится к 1855 году.
Особняк, ул. Б.Никитская, д. 50/8
Особняк, ул. Б.Никитская, д. 50/8
Посольство Испании расположено на Большой Никитской ул., 50/8, в здании бывшего особняка очень интересной архитектуры (построено в 1876 году, архитектор К. И. Андреев). В этом доме с 1903 по 1938 годы жил театральный режиссёр В. И. Немирович-Данченко
Особняк А.В. Лопатиной, ул. Б. Никитская, д. 54
Особняк А.В. Лопатиной, ул. Б. Никитская, д. 54
Возведён дом в 1875 году, по проекту архитектора А.С. Каминского. Здание двухэтажное с третьим мансардным этажом. Внешнее оформление выполнено в традиционном стиле, но в тоже время уникально по-своему. Довольно часто встречающаяся на самых разнообразных зданиях в Москве полихромная кладка стен в этом особняке органично дополняется полихромной декорацией из керамики – наличниками, филенками, колонками, горизонтальными поясками, изразцами. Кирпич, использовавшийся при облицовке, изготавливался на заводе А.Гусарева, изразцы – в мастерской С.И. Масленникова
Особняк Я.А.Рекка, ул. Б. Никитская, д. 56
Особняк Я.А.Рекка, ул. Б. Никитская, д. 56
Особняк Якова Андреевича Рекка, учредителя Московского торгово-строительного акционерного общества, одной из ведущей строительных компаний того времени, построен в 1902-1903 годах, архитектором Г.А.Гельрихом. Здание, выполнено в стиле декоративного, франко-бельгийского, модерна. В настоящее время здесь находится резиденция посла Египта.
Особняк С. П. Рябушинского, ул. М. Никитская, д. 6
Особняк С. П. Рябушинского, ул. М. Никитская, д. 6
Особняк С. П. Рябушинского (А. А. Рябушинской) — жилой дом в стиле раннего модерна, построенный в 1900—1903 гг., ныне — музей-квартира А. М. Горького. Построен по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля для С. П. Рябушинского. В архитектуре особняка присутствуют элементы английской готики и мавританского стиля. Фасады здания облицованы глазурированым кирпичом светлых тонов, сверху обвиты элементами мозаичного фриза с изображением ирисов. Здание состоит из двух этажей, но разноуровневые окна различных форм создают эффект многоэтажности здания. Решетки на окнах в духе ар-нуво состоят из замысловатых волнообразных узоров, как и низкая ограда вокруг музея.
Доходный дом У. М. Сарухановой, Новинский бр, 22
Доходный дом У. М. Сарухановой, Новинский бр, 22
Доходный дом У. М. Сарухановой (1914, архитектор К. А. Грейнерт). В 1981 году здание было реконструировано, и там разместился Дом охраны природы.
Купеческий дом, Новокузнецкая ул, д. 26/8 стр 1
Купеческий дом, Новокузнецкая ул, д. 26/8 стр 1
Перекресток 1-го Новокузнецкого переулка и Новокузнецкой улицы. Типичный двухэтажный "сезонный" купеческий дом Замоскворечья (1-й этаж - каменный, 2-й - деревянный). Старое здание ГУП "Мосводосток"
Особняк К. П. Бахрушина, Новокузнецкая ул, д. 27
Особняк К. П. Бахрушина, Новокузнецкая ул, д. 27
В 1803 году имением на углу Новокузнецкой улицы и 1-го Новокузнецкого переулка с двухэтажным домом владела Тумановой П.А, жены купца. Во время московского пожара 1812 года дом получил сильные повреждения и вплоть до 1819 года лежал в руинах. Во время восстановительных работ дом был расширен, старые служебные постройки во владении по улице и переулку были снесены и заменены новыми каменными зданиями. В 1830-е и 1870-е годы хозяевами имения были сначала купец Карцев П. А., после него — почетная гражданка Еремеева А. А В 1891 году владение приобретает Константин Петрович Бахрушин, купеческий сын из рода Бахрушиных. Он заказывает перестройку дома Карлу Карловичу Гиппиусу, бывшему для Бахрушиных «домашним архитектором». Работа была выполнена в 1895—1896 годах, дом был перестроен в стиле эклектики. Фасады здания были богато украшены белой лепниной, стены приобрели ярко-голубой цвет. У парадного входа были устроены сени и балкон с двумя декоративными вазонами. Над балконом был выполнен лепной фронтон с путти и монограммой Константина Петровича, прямо над входом указан год окончания работ. Перед зданием разбит палисад с цветником. Сохранился декор интерьеров дома, такой же богатый, как и внешнее убранство, среди прочего он включает мраморную лестницу, лепнину и камин. С приходом к власти большевиков владельцы были выселены, а дом национализирован. С 1933 года и до настоящего времени в усадьбе размещается Московская городская прокуратура.
Дом Е.Д. Свешниковой, Новокузнецкая ул, д. 29
Дом Е.Д. Свешниковой, Новокузнецкая ул, д. 29
Дом был построен в 1913 году по проекту С.Ф. Воскресенского для Елизаветы Дмитриевны Свешниковой. Эта фамилия, а вернее имя ее мужа, известна многим посетителям столичных и провинциальных художественны музеев. Иван Петрович Свешников, купец первой гильдии и почетный гражданин Переславль-Залесского, по воспоминаниям Я.Д. Минченкова, был "характерной фигурой коллекционера — любителя живописи из старого купеческого круга". За свою жизнь он собрал огромную коллекцию картин русских художников. И когда в 1910 году Иван Петрович умер, и все его собрание, по завещанию, Елизавета Дмитриевна передала в Румянцевский музей. Этот вклад стал самым многочисленным собранием произведений русского искусства: 287 картин и 56 произведений графики.
Городская усадьба Долговых-Жемочкиных, ул. Большая Ордынка, дом 21/16
Городская усадьба Долговых-Жемочкиных, ул. Большая Ордынка, дом 21/16
Усадьба построена купцом А. И. Долговым в последней четверти XVIII в. на подклете здания XVII в. в стиле раннего классицизма. Название усадьбы походит от фамилии двух богатых купцов – Долговых, которые ее построили, и богатого торговца Жемочкина, ставшего последующим ее владельцем. После пожара 1812 года здание усадьбы было полностью реконструировано. Теперь центральная часть фасада была выделена пилястровым портиком с фронтоном. Гладкие стены дома декорированы красивейшей лепниной, которая преобладает в верхних частях здания и во фронтоне.
Палаты Шуйских, Подкопаевский пер, д.5/2
Палаты Шуйских, Подкопаевский пер, д.5/2
Шуйские - потомки суздальских князей, род которых принадлежит к династии Рюриковичей. Происходит род от князя Андрея Ярославовича, брата Александра Ярославовича, более известного, под именем Александра Невского. После ослабления княжества и потери независимости суздальская земля была присоединена к набиравшему силу Московскому княжеству, а наследник последнего суздальского князя Василий Кирдяпа, смирившись с таким развитием событий, получил во владение город Шую. С тех пор потомки суздальских князей стали носить фамилию Шуйские. Палаты бояр Шуйских на Кулишках были построены в 1660-1670 годах и дошли до наших дней в довольно хорошем состоянии. Позднее, в конце XVIII - начале XIX веков палаты были подвергнуты перестройке. Однако, несмотря на это, до наших дней сохранились уникальные сводчатые потолки палат - ценнейший памятник русской жилой архитектуры XVII века.
Доходный дом, Последний пер, д. 7
Доходный дом, Последний пер, д. 7
Доходный дом (ок. 1890, архитектор В. Ф. Баранов)
Аптека А. Форбрихера, ул. Пречистенка, д. 6
Аптека А. Форбрихера, ул. Пречистенка, д. 6
«Пречистенская Аптека», (1780-е; XVIII—XIX века). Аптека в здании размещается с 80-х годов XVIII века
Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых, ул. Пречистенка, д. 12/2
Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых, ул. Пречистенка, д. 12/2
Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых — дворянский особняк (т. н. «городская усадьба») в Москве, на углу Пречистенки и Хрущёвского переулка, хрестоматийный пример жилой архитектуры московского классицизма. Усадьба, выстроенная в 1814-16 гг. по проекту А. Г. Григорьева, почти полностью сохранила свой изначальный облик первой трети XIX века. С 1961 года здание занимает Государственный музей А. С. Пушкина.
Особняк В. Д. Коншина, ул. Пречистенка, д.20
Особняк В. Д. Коншина, ул. Пречистенка, д.20
После пожара 1812 года здесь появился двухэтажный особняк, обладавший характерным для московских зданий того времени строгим и лаконичным классическим фасадом. Особняк сменил немало именитых владельцев: Хованских, Орловых, Ермоловых. После графини Е.Ф. Орловой, дом был приобретен для героя Отечественной войны и покорителя Кавказа Алексея Ермолова, который провел в нем последние 10 лет своей жизни. Позднее здесь жил В.Д. Коншин, потомственный дворянин и предприниматель. Благодаря этому владельцу дом обрел современные черты смешанного рококо-барочного стиля. Для реконструкции дома Коншин пригласил в 1873 году московского архитектора А.С. Каминского. В начале XX века дом приобрел миллионер-промышленник А.К.Ушков, женатый на приме-балерине Большого театра Александре Балашовой. При них была произведена вторая перестройка, и дом окончательно утратил классические черты. В это время в доме появляется балетный репетиционный зал с зеркальными стенами. После революции в доме разместилась хореографическая школа-студия знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан. И здесь же, после знакомства с Дункан, жил и работал поэт Сергей Есенин. Символично, что эмигрировавшая балерина Балашова поселилась в Париже в доме, где до того жила Айседора Дункан.
Дом графа С. П. Потёмкина, ул. Пречистенка, д.21
Дом графа С. П. Потёмкина, ул. Пречистенка, д.21
Дом графа С. П. Потёмкина, позже — А. И. Морозова (XVIII — начала XIX века; неоднократно перестраивался). В 1899 г. его приобретает Иван Абрамович Морозов для размещения своей коллекции французских импрессионистов. В 1918 г. здание и коллекция были национализированы. В 1918—1948 годах здесь размещался Музей нового западного искусства. С 1948 года в зданиях усадьбы размещаются Президиум Российской академии художеств (РАХ), Институт теории и истории изобразительных искусств РАХ и выставочные залы РАХ. В конце 1990-х годов была проведена полная реставрация главного здания усадьбы.
Доходный дом И. П. Исакова, ул. Пречистенка, д.28
Доходный дом И. П. Исакова, ул. Пречистенка, д.28
Доходный дом начала XX века, выстроенный по проекту Л.Кекушева. Здание это характерно для своего времени и развивавшегося тогда стиля модерн
Торговый дом И. М. Гальперина (магазин Крестовникова), Пятницкая ул, д.13/21
Торговый дом И. М. Гальперина (магазин Крестовникова), Пятницкая ул, д.13/21
Доходный дом с магазином был построен в 1908-09 гг. по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля для меховщика И.М. Гальперина. На первом этаже размещался меховой магазин.
Городская усадьба Коротковой, ул. Пятницкая, д.33
Городская усадьба Коротковой, ул. Пятницкая, д.33
Дом Коробковой, 1894, арх. Л. Н. Кекушев, позднее перестроен архитектором С. С. Шуцманом. Сейчас посольство Танзании.
Доходный дом Н. Г. Давыдова, Пятницкая ул, д. 54
Доходный дом Н. Г. Давыдова, Пятницкая ул, д. 54
Доходный дом Н. Г. Давыдова – перестроенный купеческий дом XIX в. Автор проекта - С. А. Сурков. 1912—1914
Дом О.С. Толоконниковой, Пятницкая ул, д. 67
Дом О.С. Толоконниковой, Пятницкая ул, д. 67
Дом О.С. Толоконниковой - ценный объект культурного наследия федерального значения. Здание построено в конце XVIII века. В 1834 году фасадная часть дома претерпела некоторых изменения, но все же сохранилась почти в первозданном виде до наших дней
Дом И.И. Джамгарова, Рождественский бр, 21
Дом И.И. Джамгарова, Рождественский бр, 21
Дмагаровы – род банкиров. Иван Исаакович Джамгаров был также благотворителем
Доходный дом  А. Д. Шереметева,  Романов пер, д. 3
Доходный дом А. Д. Шереметева, Романов пер, д. 3
Доходный дом Шереметева в Романовом переулке был построен в 1895 г. архитектором А.Ф.Мейснером и реконструирован в 1930-е годы. Романов переулок совсем небольшой и был когда-то частью Опричного двора, владельцами которого в разное время были Романовы, Нарышкины, Шереметевы. Дом на своем веку повидал разных именитых жильцов - партийных деятелей, старых коммунистов, министров и героев войны. До революции 1917 года в доме жили ведущие адвокаты и врачи, солисты Большого театра и Консерватории. С 1920 года здание носило имя 5-й Дом Советов. В нем жили ведущие государственные деятели того времени - Н. С. Хрущёв, А. Я. Вышинский, Е. М. Ярославский, Г. М. Маленков, В. П. Потёмкин, М. В. Фрунзе, В. А. Малышев. В советское время в нем проживали Рокоссовские и Жуковы, Василевские и Тимошенко, Буденные и Коневы, Голиковы и Мерецковы, Малиновские и Чуйковы. Особняк выполнен в стиле русского классицизма и имеет просторные квартиры, в которых сегодня живут сотрудники крупных иностранных компаний, семьи знаменитых военачальников и знаменитый на весь мир художник Шилов.
Особняк купца Ф. М. Наживина, Садовническая ул, д.19
Особняк купца Ф. М. Наживина, Садовническая ул, д.19
1874 год, архит. М. Геппенер. Небольшая эклектичная постройка, использующая элементы «русского» стиля, например пузатые полуколонки между окнами второго этажа. Первоначально аттики по сторонам фасада завершались коваными флюгерами.
Городская усадьба Бибиковых — Д. В. Давыдова, Сеченовский пер, д.8
Городская усадьба Бибиковых — Д. В. Давыдова, Сеченовский пер, д.8
Во второй половине XVIII в. усадьба занимала весь квартал между Барыковским и Сеченовским переулками. Включала в себя сад, главный дом, флигеля. В основе главного дома — палаты первой половины XVIII в. В 1770-х годах усадьба перешла к московскому обер-полицмейстеру Николаю Петровичу Архарову. По его заказу были выстроены одноэтажные флигеля по сторонам двора. Главное же здание было перестроено в стиле раннего классицизма. В подчинении Н. П. Архарова был полицейский полк, который держал в страхе весь город. Видимо, отсюда пошло слово «архаровец» в смысле разбойник, громила. Н. П. Архаров снискал себе славу легендарного сыщика, о его полицейском таланте знали даже в Париже. В начале ХIХ века усадьба принадлежала генералу Бибикову. Он был большим любителем музыки, в доме бывали концерты и балы. В 1831 году на одном из балов здесь танцевал Пушкин. В 1835 году дом купил генерал-лейтенант, поэт-гусар Денис Васильевич Давыдов. Здесь его посещали Е. А. Баратынский, Н. М. Языков, И. И. Дмитриев. После усадьба сменила множество владельцев. Уже в 1841 году «Пречистенский дворец» числится собственностью баронессы Е. Д. Розен, которая распорядилась сдать левое крыло под хлебную лавку, а правое — под слесарное, седельное и портновское заведения. В 1861 году в том же правом флигеле располагается одна из первых в Москве фотографий — «художника императорской Академии фотографа И. Я. Красницкого». Позднее в усадебном доме размещалась женская гимназия С. А. Арсеньевой.
Доходный дом Шервуд-Верной, пер. Сивцев Вражек, 3/18
Доходный дом Шервуд-Верной, пер. Сивцев Вражек, 3/18
Трёхэтажное административное здание. Построено в 1898 году. Ранее на этом месте располагался трёхэтажный особняк, в котором жила В. И. Шервуд-Верная, обладательница фамилии, напоминающей нам о трагической истории декабристского движения. Некий унтер-офицер И. Шервуд, знавший о заговоре декабристов, донёс о них правительству. За это он удостоился аудиенции у самого императора и получил потомственное дворянство и приставку «Верный» к своей фамилии.
Особняк Павла и Александра Тучковых, Сивцев Вражек, 27
Особняк Павла и Александра Тучковых, Сивцев Вражек, 27
Ампирный особняк с мезонином Павла и Александра Тучковых, в 1843—1846 годах здесь жил А. И. Герцен (ныне — Дом-музей А. И. Герцена). На доме находится мемориальная доска из чёрного гранита с портретом писателя
Доходный дом З. А. Перцовой, Соймоновский проезд д. 1
Доходный дом З. А. Перцовой, Соймоновский проезд д. 1
Дом Перцовой— доходный дом в Москве, расположенный на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, построенный в 1905—1907 годах архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом по эскизам художника С. В. Малютина, автора русской матрешки. Дом включал в себя квартиры, а также мастерские художников в верхней мансардной части здания. В подвале с 1908 по 1910 год размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь», где мхатовские знаменитости пробовали себя в неожиданных амплуа: В. И. Качалов — в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехова — парижской шансонетки, В. И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, К. С. Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии», а устав гласил «Не обижаться». С 1939 года в доме находилась мастерская художника Роберта Фалька, до середины 1970-х гг. дом оставался жилым, а затем перешел во владение МИДа. Искусствовед Сергей Глаголь в 1913 году назвал дом Перцовой одним из самых оригинальных в русской архитектуре за последние десятилетия.
Доходный дом, ул. А. Солженицына, д. 14 стр 1
Доходный дом, ул. А. Солженицына, д. 14 стр 1
Доходный дом в стиле "модернизм"
Торговый дом Е. А. и Э. Арманд, Старая площадь, д 6
Торговый дом Е. А. и Э. Арманд, Старая площадь, д 6
Современный облик Старой площади формировался в начале ХХ-го века. Здесь возводили свои торгово-административные здания наиболее успешные московские купцы-фабриканты. Здание Торгового дома Е.А. и Э. Арманд построено в 1912-1915 годах, в архитектуре главный акцент сделан на рациональность, а не декор. Из украшений можно выделить лишь отделку окон и балконов. Сегодня это здание занимают организации, входящие в состав Аппарата Правительства Московской области: Приемная Губернатора Московской области, Пресс-служба, Правовое и Организационное Управления.
Городская усадьба, Старомонетный пер, 27
Городская усадьба, Старомонетный пер, 27
Городская усадьба, застройка начала XIX века. Улица названа по «старому» монетному двору, действовавшему в 1701—1736 в здании Государева Хамовного двора постройки 1658—1661.
Особняк Поручика Ржевского, позже Гимназия Косицына, Черниговский пер, д.13/9, стр.3
Особняк Поручика Ржевского, позже Гимназия Косицына, Черниговский пер, д.13/9, стр.3
Первый достоверно известный его владелец - поручик конной гвардии Илья Ржевский, упомянутый под 1744 годом. При нем были поставлены каменные палаты - основа существующего дома; одновременно сформировалась композиция усадьбы с передним двором и садом позади дома. С 1757 г. дом все время находился в купеческих руках. Во второй половине XVIII века к палатам пристраивается дополнительный объем. После пожара 1812 г. дом восстанавливается к 1820 г. Последние исследования показали, что дом был построен около 1710 г. с последующими докомпоновками.
Особняк С. Волконской, Чистый пер, 4
Особняк С. Волконской, Чистый пер, 4
Особняк в ампирном стиле, был построен в 1821 г. для бригадирши Софьи Волконской. В 1896 г. как этот, так и соседний участок были приобретены семейством «железнодорожных королей» фон Мекк, которое стремительно выдвинулось в ряды богатейших семей страны на волне «железнодорожной горячки» 2-й половины 1860-70-х гг. Начиная с этого времени и вплоть до 1917 г., многие представители династии занимали выдающееся место, как в экономической, так и в общественной и в культурной жизни России. Надежда Филаретовна фон Мекк, любительница музыки, известная меценатка была другом Чайковского и оказывала ему в течение многих лет материальную поддержку. Именно ей Чайковский посвятил Четвертую симфонию и Первую сюиту, подарил рукопись «Евгения Онегина».
Комментарии к альбому