Турист Oleg N. (Nomad)

Ветреная женщина — Мцхета

Мцхета — Грузия Март 2018
NIKON D7200

Вот тут все мне говорят — надоел уже твой Таиланд, давай Тбилиси! Другие говорят — нет, давай продолжение. Третьи говорят — давай одновременно и Тбилиси, и Таиланд и Камбоджу. И никто не хочет мне помочь — хотя бы писать под диктовку…) После долгих размышлений, я решил не давать ни Таиланда, ни Камбоджи, ни Тбилиси, а дам-ка я Мцхету…

Как видите, это будет формат альбома, писать рассказ тут не о чем, да и что-то особо не пишется последнее время, вон, еще даже Таиланд не закончил…

На тот случай, если кто-то там еще не был, я чуть расскажу, как туда добраться из Тбилиси. Это совсем несложно. Нужно доехать на метро до станции Дидубе (от Площади Свободы езды около 15 минут). Там нужно выйти в сторону огромного рынка-стоянки. Тут на большой площади перемешаны маршрутки, идущие в разные концы и торговые прилавки. Найти нужную маршрутку самому практически нереально, поэтому надо спрашивать местных, где тут маршрутка на Мцхету, и после третьего-четвертого указания вы ее обязательно найдете. Найдя нужную маршрутку, и уточнив, она ли это, не нужно сразу ломиться внутрь, как делают некоторые. Сначала нужно купить билетик за 1 лари в неприметной кассе, около которой и стоит маршрутка. После этого можно занимать место — когда мы поехали, свободных мест в минибасе не было.

Есть и альтернативные пути попасть в Мцхету. В Тбилиси на каждом углу есть предложения (вот только не знаю — это какие-то общие экскурсии или индивидуальная машина) от 35 лари и выше. Дальше, при выходе с Дидубе меня поймал местный джигит, и обещал положить к моим ногам всю Мцхету всего за 40 лари. Но я был четко настроен не платить больше одного лари, и все-таки пошел искать маршрутку.

Езды до Мцхеты минут 20. В городе она останавливается в нескольких местах, я вышел около храма Самтавро, откуда мы и начнем осмотр этого весьма интересного места.

Крепость Бебрисцихе
Выйдя из маршрутки, я сразу понял, что день будет интересным - сильнейший ветер клонил кипарисы (и меня тоже) к земле. Вдали была видна Крепость Бебрисцихе...
Должен заметить, что в телеобъектив ее было видно гораздо лучше.
Монастырь Самтавро
Но целью моей была не крепость, а старинный храм Самтавро.
Самтавро-Преображенский храм был построен на месте более ранней церкви в далеком 11 веке.
Один сайт пишет о этом храме весьма нестандартно: "Самтавро - неинтересный храм. В нем нет ничего необычного, кроме криво пристроенного южного притвора. Это стандартный, типовой храм эпохи Золотого века, при этом он не стал эталоном, как храм Самтависи. Здесь все очень обычное: высокие ниши в восточной стене, крестовая планировка, два подкупольнях столба - точно так же будут строить ещё много веков впоследствии. Может быть, это первый храм той серии типовых храмов, которые так не любят искусствоведы." Этакая хрущевка 11 века.... )))
Монастырь Самтавро
А вот википедия утверждает : "... украсили оригинальным орнаментом, аналогов которому нет в грузинском зодчестве" Вот и думай потом - интересный он или нет... ))) Внутри, как, к сожалению, в большинстве грузинских храмов, фотографировать нельзя.
Справа от входа на территорию стоит небольшая, но очень живописная церковь Святой Нино
Если выйти с территории монастыря и посмотреть чуть правее, то можно увидеть вот такую картинку...  И, не успел я опустить фотоаппарат, как ко мне подошел один из сотен мцхетских таксистов, с предложением подбросить меня до Джвари недорого.
Если выйти с территории монастыря и посмотреть чуть правее, то можно увидеть вот такую картинку... И, не успел я опустить фотоаппарат, как ко мне подошел один из сотен мцхетских таксистов, с предложением подбросить меня до Джвари недорого.
Монастырь Джвари
Недорого - это 15 лари, среднестандартная цена за поездку к Джвари и обратно. Я не стал торговаться и искать от добра добра, надо было использовать хорошую погоду и утреннее время. Кстати, я долго рассматривал фотографии, снятые от Джвари, чтобы понять, в какое время туда лучше ехать. Так вот, туда надо ехать утром, и чем раньше, тем лучше. Утром солнце светит как раз на Мцхету и искомое слияние рек, и еще не очень много народа.
Минут 15-20 езды, и вот я уже, с трудом удерживаясь на ногах по причине сильнейшего ветра, поднимаюсь к храму. Само собой, первым делом я иду на смотровую...
Слияние Арагви и Куры
Давайте я не буду цитировать изрядно избитые строки Михаила Юрьевича (у меня вообще с классикой проблемы), тем более, что на таком ветру все равно ничего не будет слышно - хоть матерись, хоть Лермонтова читай. Лучше мы охватим взглядом фантастический пейзаж...
Теперь (не сходя, заметьте, с места) посмотрим поближе...
И еще ближе.... Только крепче держитесь за ограждение - ветер бьет с такой силой, что трудно стоять...
Слияние Арагви и Куры
И еще ближе - тут видна практически вся Мцхета с главенствующим над ней собором Светицховели...
Мцхета почти крупным планом...
Мцхетские домики уходят вдоль реки в горы....
... и расползаются по равнине... Эту фотографию я делал не с основной смотровой, а с территории храма. Там есть какие-то проемы в сторону реки. Так вот, какое-то время я туда просто не мог войти - меня оттуда выдувало, как из аэродинамической трубы. В результате мне удалось одной рукой схватиться за металлическую ограду, а другой, с трудом прижимая фотоаппарат к слезящимся от ветра глазам, практически наугад делать снимки. Обратно я в полном смысле слова вылетел... Ух!!!!
Монастырь Джвари
Теперь можно зайти и в сам монастырь...
Увы и ах, внутри опять нельзя снимать. Зато можно отдышаться, и с опаской посмотреть на полутора тысячелетние стены, гудящие и содрогающиеся под порывами ветра...
Вокруг приятно погулять... Не было бы ветра - было бы еще приятнее...
Монастырь Джвари
Я не буду рассказывать (переписывать из сети) его весьма интересную историю, кто хочет, почитает сам, давайте лучше прогуляемся вокруг.
Ближе к 11 утра к монастырю началось настоящее паломничество - одна за одно подъезжали легковушки, минбасы и здоровые автобусы, откуда к монастырю валили толпы народу... Поэтому, как я и говорил, приезжать сюда лучше пораньше, по-хорошему сразу, после приезда в Мцхету.
Коням проще, у них ног больше, их не так сильно сдувает...
Такой вот вид открывается, если встать к храму спиной.
Дорога к храму. А я прогулялся по небольшому "хребту", зеленый кусочек которого видно на фото справа, за телеграфными столбами. Вот там-то вы и могли меня потерять - меня чуть не сдуло вниз... Ветер выдувал из глаз слезы, из носа - сопли, их головы - остатки мозга. Если бы я подпрыгнул, я бы скорее всего оказался где-то посередине Куры..
Поняв, что надо валить, пока из меня не выдуло то немногое, что еще во мне оставалось, мы поехали обратно. Вот так монастырь виден с дороги, но это не самое удачное место. А остановились мы тут из-за...
... конечно-же, Лермонтова, одиноко стоящего на трассе под горой. Заметьте, как у него развевается одежда - я же говорю, ветер был просто безумный!
Таксист высадил меня у еще одной достопримечательности, которую мы с вами видели сверху - Собора Светицховели. У входа на территорию меня встретили такие вот улыбающиеся бычки... ))
Собор окружен изрядной каменной стеной с несколькими башнями и колокольней.
На удивление, в храме было можно фотографировать ,поэтому скорее пойдемте внутрь...
Храм был построен в период с 1010 по 1029 год на месте базилики 5 века, которая, в свою очередь, была построена на месте первой в Грузии христианской деревянной церкви (во всяком случае, так говорит Википедия)
На полу храма множество могильных плит - в основном рода Багратионов
Местами на стенах сохранились фрески 16-18 веков.
Но в большинстве своем стены из голого камня...
В храме было больше туристов, чем молящихся, но как-то так получилось, что никто никому не мешал...
Копия кувуклии храма Гроба Господня (XIV век).
Копия кувуклии храма Гроба Господня (XIV век). Вот я без понятия, если честно, что такое кувуклия. Пришлось посмотреть. Расскажу, если кто еще такой же неподкованный, как и я... ) "Куву́клия (греч. Κουβούκλιον — «покой, опочивальня», лат. Cubiculum) — это небольшая (6 × 8 м) купольная часовня жёлто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова. Она заключает в себе Гроб Господень и придел Ангела." Эвона как!!!
Хорошо, когда можно снимать, когда никуда не торопишься и никто не мешает...
Проведя изрядное время внутри храма (поверьте, там интересно), я обошел храм снаружи.
"Распределение внешних форм и масс, пропорции подчиняются возвышающемуся в центре высокому куполу, под которым расположена крыша с двунаклонным покрытием в форме креста." Это я цитирую, я не умею писать такие вещи... ))
Все-таки не укладывается у меня в голове, как в те времена люди могли строить такие огромные, величественные и великолепные здания...
Ну все, обойдя храм вокруг, можно идти гулять по Мцхете дальше.
На улочках вдоль стены собора раскинулся вкусняшкино-сувенирный рынок. Кстати, если кто не знает, именно тут можно купить самый лучший в Грузии ГЛИНТВЭЙН! )))
Чурчхела, наверное, тут тоже самая лучшая... )
А вот гранатовый сок...... Да, это просто песня! Спасибо тебе, Грузия, как за гранатовый сок, так и за виноградный! ))
Столько всего вкусного... И опять все не съесть, и даже не попробовать.... Уууууу...... ((((
Церковь Антиохия
Собственно, рукотворных достопримечательносей в Мцхете раз-два-три и обчелся. Самтавро, Светицховели, Джвари, и вот, церковь Антиохия.
А между тем, это одна из древнейших церквей, она была построена на рубеже 4-5 веков царем Арчилом в знак благодарности после изгнания персов. К сожалению, проникнуть на территорию и рассмотреть ее поближе не удалось, дверь в каменной стене, окружающей церковь, была закрыта...
Полицейский участок.
Ах да, вот еще одна местная достопримечательность - полицейский участок. Видимо, мцхетцы позавидовали тбилисцам, и тоже решили грохнуть такой модерн... ))) Погуляв по городу, я вернулся к Светицховели, съел (нет, даже сожрал!) порцию хинкали, и пошел обратно в Самтавро, где, как подсказывал мне Mapsme, останавливались маршрутки в Тбилиси. Остановка была практически никак не обозначена, поэтому я обратился к одинокому мужчине (с совершенно русским лицом), стоящему на остановке - не подскажете, маршрутки в Тбилиси отсюда идут? Sorry, but I don't understand - ответил мне он мне и не по-русски, и, судя по всему, не по-грузински. Оказалось, что это англичанин, который женился на грузинке и уже четыре года живет в Тбилиси на пенсии. Грузинский он за это время так и не выучил, по-русски знал только пару слов, поэтому он радостно общался со мной на своем родном, и пока мы ждали маршрутку, и пока ехали до Тбилиси. Такие вот интересные встречи иной раз бывают на ровном месте. Итак, в Тбилиси я вернулся около 3 часов, но это будет совсем другая история, которую я еще не придумал! )))