Турист Oleg N. (Nomad)
Oleg N. — был сегодня 12:09
Столько новых интересных материалов! Ну никак не успеваю все читать!
Фотоальбом

Москва Золотоглавая. Часть 1

Москва — Россия
NIKON D7100, NIKON D7000, NIKON D3000
91 30

Приобретенны в свое время фотоаппарат, кроме всего прочего, сподвиг меня на еще одно благое дело - прогулки по родному городу, коим, хорошо это или нет, для меня является Москва. А когда ходишь по Москве - что еще фотографировать, кроме чудом сохранившихся старинных церквей и домиков? Однако домики, и прочие особняки мы оставим на потом, а пока я вас познакомлю с (как это ни странно) многочисленными московскими церквями...

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке. Находится по адресу Газетный переулок, дом 15. Считается, что название «Успенский вражек» происходит от деревянной Успенской церкви стоявшей на берегу оврага (вражека), который проходил между улицами Никитской и Тверской. Считается, что церковь существовала еще до 1531 года, поскольку название «Успенский вражек» упоминается в Никоновской летописи. 
В 1647 году Григорием Горихвостовым на месте разобранной деревянной церкви была построена новая каменная церковь. В 1857-1860 годах храм был перестроен на средства купца Сергея Афанасьевича Живаго, а его престолы были освящены свт. Филаретом, митрополитом Московским.
Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке. Находится по адресу Газетный переулок, дом 15. Считается, что название «Успенский вражек» происходит от деревянной Успенской церкви стоявшей на берегу оврага (вражека), который проходил между улицами Никитской и Тверской. Считается, что церковь существовала еще до 1531 года, поскольку название «Успенский вражек» упоминается в Никоновской летописи. В 1647 году Григорием Горихвостовым на месте разобранной деревянной церкви была построена новая каменная церковь. В 1857-1860 годах храм был перестроен на средства купца Сергея Афанасьевича Живаго, а его престолы были освящены свт. Филаретом, митрополитом Московским.
Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот («Большое Вознесение»). Расположен по адресу: Большая Никитская улица, 36. Построена на месте, издавна использовавшемся для православных богослужений. Деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах», впервые упоминающаяся в летописях XV века, сгорела в 1629 году. В 1685—1689 годах царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, чей двор находился неподалёку, был построен каменный Вознесенский храм «о пяти каменных главах». Есть версия, что в Вознесенском храме в 1774 году состоялся тайный брак Г. А. Потёмкина с Екатериной Великой. Во всяком случае, именно он заказал в 1790 году, строительство новой, более крупной каменной церкви. Строительство центральной части современного храма началось в 1827 году архитектором Ф. М. Шестаковым. В 1830 году О. И. Бове переработал проект. В трапезной этой церкви 18 февраля (2 марта) 1831 состоялось венчание поэта Александра Пушкина с Натальей Гончаровой.
Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот («Большое Вознесение»). Расположен по адресу: Большая Никитская улица, 36. Построена на месте, издавна использовавшемся для православных богослужений. Деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах», впервые упоминающаяся в летописях XV века, сгорела в 1629 году. В 1685—1689 годах царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, чей двор находился неподалёку, был построен каменный Вознесенский храм «о пяти каменных главах». Есть версия, что в Вознесенском храме в 1774 году состоялся тайный брак Г. А. Потёмкина с Екатериной Великой. Во всяком случае, именно он заказал в 1790 году, строительство новой, более крупной каменной церкви. Строительство центральной части современного храма началось в 1827 году архитектором Ф. М. Шестаковым. В 1830 году О. И. Бове переработал проект. В трапезной этой церкви 18 февраля (2 марта) 1831 состоялось венчание поэта Александра Пушкина с Натальей Гончаровой.
Храм Преподобного Феодора Студита у Никитских ворот. Находится по адресу улица Большая Никитская, дом 29. По некоторым данным, деревянная церковь на этом месте стояла еще в 1470 году и была упомянута в летописи в связи с Московским пожаром 21 июля 1547 года. Однако, по достоверным документальным источникам, строительство церкви началось в 1624 и закончилось в 1626 году. С 1865 по 1873 год храм вновь подвергается значительной перестройке, в результате которой от изначального здания остается только шатровая колокольня. В этом храме крестили будущего великого полководца - Александра Суворова.
Храм Преподобного Феодора Студита у Никитских ворот. Находится по адресу улица Большая Никитская, дом 29. По некоторым данным, деревянная церковь на этом месте стояла еще в 1470 году и была упомянута в летописи в связи с Московским пожаром 21 июля 1547 года. Однако, по достоверным документальным источникам, строительство церкви началось в 1624 и закончилось в 1626 году. С 1865 по 1873 год храм вновь подвергается значительной перестройке, в результате которой от изначального здания остается только шатровая колокольня. В этом храме крестили будущего великого полководца - Александра Суворова.
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Расположена по адресу:  Косыгина ул., д. 30. Троицкая церковь на Воробьёвых горах связана с историей древнего дворцового села Воробьёво, известного по летописям с 50-х годов XV века, когда его купила княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия. Троицкая церковь упоминается в 1644 году как очень древняя церковь села Воробьёво. К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Нынешнее здание храма начало строиться в 1811 году в стиле ампир — позднего классицизма по проекту архитектора А. Л. Витберга. В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов.
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Расположена по адресу: Косыгина ул., д. 30. Троицкая церковь на Воробьёвых горах связана с историей древнего дворцового села Воробьёво, известного по летописям с 50-х годов XV века, когда его купила княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия. Троицкая церковь упоминается в 1644 году как очень древняя церковь села Воробьёво. К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Нынешнее здание храма начало строиться в 1811 году в стиле ампир — позднего классицизма по проекту архитектора А. Л. Витберга. В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов.
Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня). Расположен по адресу: Архангельский пер., 15а.
В начале XVIII в. предыдущий храм оказался на территории владений А. Д. Меншикова, и в 1701 — 1707 гг. по его заказу храм был перестроен в стиле западно-европейского барокко. Уникальное, первоначально шестиярусное сооружение, стало самым высоким зданием Москвы, за что получило название «Меншикова башня».
Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня). Расположен по адресу: Архангельский пер., 15а. В начале XVIII в. предыдущий храм оказался на территории владений А. Д. Меншикова, и в 1701 — 1707 гг. по его заказу храм был перестроен в стиле западно-европейского барокко. Уникальное, первоначально шестиярусное сооружение, стало самым высоким зданием Москвы, за что получило название «Меншикова башня».
Храм великомученика Феодора Стратилата. Расположен по адресу: Архангельский пер., 15а. Храм был построен в 1782-1806 годах архитектором И.В. Еготовым во дворе храма архангела Гавриила как теплый храм. 
Храм построен в стиле классицизма и увенчан одноярусной колокольней.
Храм великомученика Феодора Стратилата. Расположен по адресу: Архангельский пер., 15а. Храм был построен в 1782-1806 годах архитектором И.В. Еготовым во дворе храма архангела Гавриила как теплый храм. Храм построен в стиле классицизма и увенчан одноярусной колокольней.
Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе. Расположен по адресу: ул. Площадь Победы, 3Б. Храм Георгия Победоносца был заложен Святейшим патриархом Алексием II рядом с мемориалом 9 декабря 1993 года и освящен 6 мая 1995 года.
Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе. Расположен по адресу: ул. Площадь Победы, 3Б. Храм Георгия Победоносца был заложен Святейшим патриархом Алексием II рядом с мемориалом 9 декабря 1993 года и освящен 6 мая 1995 года.
Храм Девяти Мучеников Кизических. Расположен по адресу: Большой Девятинский пер., 15. Первая деревянная церковь Девяти мучеников Кизических была построена в 1698 году недалеко от патриаршего Новинского монастыря. Её возвели по обету патриарха Адриана, который получил исцеление от паралича, связав это с чудесной помощью Кизических мучеников, мощи которых незадолго до этого были присланы ему с Востока. Храм строился по указу царя Петра I патриаршими служителями. В правление Анны Иоановны деревянная церковь сгорела. В 1732—1735 годы на его месте на средства купца Андрея Семёнова было построено современное каменное здание. В XIX веке прихожанами храма были Александр Грибоедов и Александр Алябьев, проживавшие неподалеку.
Храм Девяти Мучеников Кизических. Расположен по адресу: Большой Девятинский пер., 15. Первая деревянная церковь Девяти мучеников Кизических была построена в 1698 году недалеко от патриаршего Новинского монастыря. Её возвели по обету патриарха Адриана, который получил исцеление от паралича, связав это с чудесной помощью Кизических мучеников, мощи которых незадолго до этого были присланы ему с Востока. Храм строился по указу царя Петра I патриаршими служителями. В правление Анны Иоановны деревянная церковь сгорела. В 1732—1735 годы на его месте на средства купца Андрея Семёнова было построено современное каменное здание. В XIX веке прихожанами храма были Александр Грибоедов и Александр Алябьев, проживавшие неподалеку.
Собор Казанской иконы Божией Матери. Появление храма связано с началом почитания Казанской иконы Божией Матери за пределами казанской епархии — сначала в Москве, а потом и во всей России. Каменный храм для размещения «лубянского» списка с Казанской иконы был построен на средства царя Михаила Фёдоровича и освящён патриархом Иоасафом I в 1636 году. В 18 и 19 веках храм неоднократно реконструировался и перестраивался. 8 (21) июля 1918 г., во время службы в соборе, патриарх Тихон произнёс проповедь о расстреле Николая II. В сентябре того же года из собора была похищена его главная святыня — список с иконы Казанской Богоматери, почитавшийся как чудотворный. В 1925—30 гг. под руководством Петра Дмитриевича Барановского была проведена серьёзная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращён предполагаемый первоначальный облик. Но просуществовал он недолго, решение об уничтожении храма было исполнено в 1936 году, в разгар сталинской реконструкции района Манежной площади. На его месте был выстроен павильон в честь III Интернационала, позднее это место занимал общественный туалет. Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах в 1990—1993 годах.
Собор Казанской иконы Божией Матери. Появление храма связано с началом почитания Казанской иконы Божией Матери за пределами казанской епархии — сначала в Москве, а потом и во всей России. Каменный храм для размещения «лубянского» списка с Казанской иконы был построен на средства царя Михаила Фёдоровича и освящён патриархом Иоасафом I в 1636 году. В 18 и 19 веках храм неоднократно реконструировался и перестраивался. 8 (21) июля 1918 г., во время службы в соборе, патриарх Тихон произнёс проповедь о расстреле Николая II. В сентябре того же года из собора была похищена его главная святыня — список с иконы Казанской Богоматери, почитавшийся как чудотворный. В 1925—30 гг. под руководством Петра Дмитриевича Барановского была проведена серьёзная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращён предполагаемый первоначальный облик. Но просуществовал он недолго, решение об уничтожении храма было исполнено в 1936 году, в разгар сталинской реконструкции района Манежной площади. На его месте был выстроен павильон в честь III Интернационала, позднее это место занимал общественный туалет. Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах в 1990—1993 годах.
Колокольня церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Казенной слободе. Расположена по адресу:  ул. Покровка, д. 50, стр. 2. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Казенной слободе впервые упоминается каменной в 1620 г. Трапезная и нынешняя колокольня были выстроены в 1770—1772 гг. Храм уничтожен во 2-й половине 1930-х годов. Сохранилась лишь отдельно стоящая колокольня.
Колокольня церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Казенной слободе. Расположена по адресу: ул. Покровка, д. 50, стр. 2. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Казенной слободе впервые упоминается каменной в 1620 г. Трапезная и нынешняя колокольня были выстроены в 1770—1772 гг. Храм уничтожен во 2-й половине 1930-х годов. Сохранилась лишь отдельно стоящая колокольня.
Храм великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове. Расположен по адресу: Старокачаловская ул. дом 8, корп. 1. Деревянный храм во имя великомученицы Параскевы Пятницы в селе Киово-Качалово Московского уезда в Чермном стане существовал уже в начале XVI века, но во время польско-литовского нашествия был разрушен.
Первый каменный храм на этом месте возведён и освящён в 1694 году.  К началу ХХ века храм сильно обветшал и его решили обновить. В 1901—1904 годах храм был реконструирован. Весь архитектурный облик изменен в такой степени, что можно было считать храм построенным заново. Освящение состоялось в 1904 году.
Храм великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове. Расположен по адресу: Старокачаловская ул. дом 8, корп. 1. Деревянный храм во имя великомученицы Параскевы Пятницы в селе Киово-Качалово Московского уезда в Чермном стане существовал уже в начале XVI века, но во время польско-литовского нашествия был разрушен. Первый каменный храм на этом месте возведён и освящён в 1694 году. К началу ХХ века храм сильно обветшал и его решили обновить. В 1901—1904 годах храм был реконструирован. Весь архитектурный облик изменен в такой степени, что можно было считать храм построенным заново. Освящение состоялось в 1904 году.
Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Храм расположен на территории Музея-заповедника «Царицыно». Каменный храм был возведён в 1722 году по заказу политического деятеля и учёного, господаря Молдавии, князя Д. К. Кантемира. В 1759—1765 годах по воле Матвея Дмитриевича Кантемира храм был полностью перестроен. В 1775 году для возведения Царицынского дворца Екатерина II выкупила у Кантемиров их имение. Архитектор Василий Баженов при составлении проекта дворцового комплекса сохранил церковь в ансамбле возводимых построек. В 1939 году храм был закрыт. В церковном здании разместили трансформаторную подстанцию, в 1970-е годы — типографию, а с 1975 года — столярную мастерскую «Союзреставрации».
Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Храм расположен на территории Музея-заповедника «Царицыно». Каменный храм был возведён в 1722 году по заказу политического деятеля и учёного, господаря Молдавии, князя Д. К. Кантемира. В 1759—1765 годах по воле Матвея Дмитриевича Кантемира храм был полностью перестроен. В 1775 году для возведения Царицынского дворца Екатерина II выкупила у Кантемиров их имение. Архитектор Василий Баженов при составлении проекта дворцового комплекса сохранил церковь в ансамбле возводимых построек. В 1939 году храм был закрыт. В церковном здании разместили трансформаторную подстанцию, в 1970-е годы — типографию, а с 1975 года — столярную мастерскую «Союзреставрации».
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного. Расположен по адресу: Красная площадь, Васильевский спуск. Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы — в начале октября 1552 года. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве, и так далее. Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Еще в прошлом столетии писатель Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого — святого подвижника,с которым, по церквоному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками... Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты». В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану, как памятник национального и мирового значения. С этого момента началась его музеефикация.  В середине 1930-х гг. храму угрожал снос, он мешал проведению парадов, однако он избежал разрушения.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного. Расположен по адресу: Красная площадь, Васильевский спуск. Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы — в начале октября 1552 года. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве, и так далее. Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Еще в прошлом столетии писатель Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого — святого подвижника,с которым, по церквоному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками... Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты». В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану, как памятник национального и мирового значения. С этого момента началась его музеефикация. В середине 1930-х гг. храму угрожал снос, он мешал проведению парадов, однако он избежал разрушения.
Храм Святителя Николая в Старом Ваганькове. Находится по адресу: Староваганьковский переулок, дом 14. Дата основания храма на данный момент неизвестна, первые упоминания о строительстве каменного храма относятся к началу XVI века. Считается, что храм был построен в 1531 году, а до этого на его месте стояла деревянная церковь, являющаяся частью подворья Николо-Песношского монастыря. В первой половине XVII века церковь была разобрана и на старом белокаменном подклете было возведено новое здание. В период 1745—1759 годов обветшавший храм вновь перестраивался. Последняя перестройка, в том числе возведение звонницы была проведена в 1903 году.
Храм Святителя Николая в Старом Ваганькове. Находится по адресу: Староваганьковский переулок, дом 14. Дата основания храма на данный момент неизвестна, первые упоминания о строительстве каменного храма относятся к началу XVI века. Считается, что храм был построен в 1531 году, а до этого на его месте стояла деревянная церковь, являющаяся частью подворья Николо-Песношского монастыря. В первой половине XVII века церковь была разобрана и на старом белокаменном подклете было возведено новое здание. В период 1745—1759 годов обветшавший храм вновь перестраивался. Последняя перестройка, в том числе возведение звонницы была проведена в 1903 году.
Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях. Церковь Николы в Подкопаях расположена по адресу Подкопаевский пер., 15, в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. «Кулишки» (правильнее кулижки) — старинное русское слово, трактуемое различными источниками по разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Церковь во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях, впервые упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван III Васильевич после пожара, истребившего его дворец в Кремле. В 1686 году при церкви было устроено кладбище, и о ней упоминается как о церкви каменной, и именуется она церковью Николая Чудотворца Подкопаева. Церковь неоднократно перестраивалась вплоть до 1885 года.
Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях. Церковь Николы в Подкопаях расположена по адресу Подкопаевский пер., 15, в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. «Кулишки» (правильнее кулижки) — старинное русское слово, трактуемое различными источниками по разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Церковь во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях, впервые упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван III Васильевич после пожара, истребившего его дворец в Кремле. В 1686 году при церкви было устроено кладбище, и о ней упоминается как о церкви каменной, и именуется она церковью Николая Чудотворца Подкопаева. Церковь неоднократно перестраивалась вплоть до 1885 года.
Храм во имя Священномученика Антипы Епископа Пергамского. Расположен по адресу: Колымажный пер., д.8/4 стр.1. История храма берет свое начало в XVI веке, с постройки деревянной церкви для конюхов царского двора.А так как, царские служащие были далеко не бедными людьми, вскоре деревянная церковь превратилась в каменный храм с двумя алтарями.
Храм во имя Священномученика Антипы Епископа Пергамского. Расположен по адресу: Колымажный пер., д.8/4 стр.1. История храма берет свое начало в XVI веке, с постройки деревянной церкви для конюхов царского двора.А так как, царские служащие были далеко не бедными людьми, вскоре деревянная церковь превратилась в каменный храм с двумя алтарями.
Храм Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот. Расположен по адресу: ул. Покровка, 13. Церковь была построена в 1861 году по проекту известного московского архитектора М. Д. Быковского на средства надворного советника Е. В. Молчанова. Ей предшествовали 4 каменных храма, последовательно сменявших друг друга в XVI—XIX вв. В середине 1950-х годов здание храма было переоборудовано под дом культуры. Купол и колокольня снесены. Внутренний объём здания был разделен перегородками и перекрытиями на множество помещений, помещавшихся на трех этажах. При этом своды северного придела были разрушены и достроен третий этаж. В центральном приделе был устроен киноконцертный зал со сценой на месте Алтаря.
Храм Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот. Расположен по адресу: ул. Покровка, 13. Церковь была построена в 1861 году по проекту известного московского архитектора М. Д. Быковского на средства надворного советника Е. В. Молчанова. Ей предшествовали 4 каменных храма, последовательно сменявших друг друга в XVI—XIX вв. В середине 1950-х годов здание храма было переоборудовано под дом культуры. Купол и колокольня снесены. Внутренний объём здания был разделен перегородками и перекрытиями на множество помещений, помещавшихся на трех этажах. При этом своды северного придела были разрушены и достроен третий этаж. В центральном приделе был устроен киноконцертный зал со сценой на месте Алтаря.
Колокольня бывшей церкви Великомученицы Екатерины во дворе дома И.И. Карасева. Расположена по адресу: ул. Бауманская, 18. Церковь в доме московского купца 2-й гильдии И.И. Карасёва существовала с 1872 г. на втором этаже здания в Девкином переулке, в пристройке к западной части дома. В 1915 г. арх. Н.Н. Благовещенский построил отдельно стоящую колокольню. Принадлежала Никольско-Рогожской общине (старообрядцы-"беглопоповцы"). Не действовала с 1918 г. В 1979 г. дом Карасёва был снесён
Колокольня бывшей церкви Великомученицы Екатерины во дворе дома И.И. Карасева. Расположена по адресу: ул. Бауманская, 18. Церковь в доме московского купца 2-й гильдии И.И. Карасёва существовала с 1872 г. на втором этаже здания в Девкином переулке, в пристройке к западной части дома. В 1915 г. арх. Н.Н. Благовещенский построил отдельно стоящую колокольню. Принадлежала Никольско-Рогожской общине (старообрядцы-"беглопоповцы"). Не действовала с 1918 г. В 1979 г. дом Карасёва был снесён
Богоявленский собор в Елохове. Расположен по адресу: Спартаковская улица, дом 15. Бытующее в церковной Москве предание гласит, что в подмосковном селе Елох  в 1469 году родился московский юродивый Василий Блаженный.
Известно, что первый каменный храм на месте деревянного был выстроен в 1717—1722 годах. В 1790—1792 годах были перестроены трапезная с приделами. В 1799 году в этой церкви был крещён Александр Пушкин. В 1837 году старая церковь была разобрана, а на её месте к 1845 году архитектором Е. Д. Тюриным было создано пятикупольное здание собора. Треть издержек, исчислявшихся в 200 тысяч рублей, покрыл своим доброхотным пожертвованием один из главных храмоздателей и благотворителей храма, московский 2-й гильдии купец, потомственный почётный гражданин Василий Иванович Щапов. Храм никогда не закрывался, хотя неоднократно был на грани закрытия в административном порядке. После закрытия 2 июля 1938 года собора Богоявления в Дорогомилове, собор в Елохове стал кафедральным собором г. Москвы.
Богоявленский собор в Елохове. Расположен по адресу: Спартаковская улица, дом 15. Бытующее в церковной Москве предание гласит, что в подмосковном селе Елох в 1469 году родился московский юродивый Василий Блаженный. Известно, что первый каменный храм на месте деревянного был выстроен в 1717—1722 годах. В 1790—1792 годах были перестроены трапезная с приделами. В 1799 году в этой церкви был крещён Александр Пушкин. В 1837 году старая церковь была разобрана, а на её месте к 1845 году архитектором Е. Д. Тюриным было создано пятикупольное здание собора. Треть издержек, исчислявшихся в 200 тысяч рублей, покрыл своим доброхотным пожертвованием один из главных храмоздателей и благотворителей храма, московский 2-й гильдии купец, потомственный почётный гражданин Василий Иванович Щапов. Храм никогда не закрывался, хотя неоднократно был на грани закрытия в административном порядке. После закрытия 2 июля 1938 года собора Богоявления в Дорогомилове, собор в Елохове стал кафедральным собором г. Москвы.
Храм Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище. Расположен по адресу: Духовской пер., д. 1/14. Даниловское кладбище было открыто в 1771 году во время эпидемии чумы в слободе Даниловского монастыря, а год спустя, на его территории была построена деревянная церковь священномучеников Херсонесских для отпевания усопших. Храм был освящен 31 декабря 1772 года. Каменный храм был построен на месте обветшавшей деревянной церкви в 1829-1838 годах по проекту архитектора Ф.М. Шестакова и освящен 25 сентября 1838 года. Главный престол нового храма был освящен в честь Сошествия Святого Духа. Иконостас храма работы 1832 года сохранился по сей день. В 1922 году из церкви было изъято более 7 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари. В 1930-х годах церковь не закрывалась и была единственной из кладбищенских церквей Москвы, не попавших в руки обновленцев.
Храм Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище. Расположен по адресу: Духовской пер., д. 1/14. Даниловское кладбище было открыто в 1771 году во время эпидемии чумы в слободе Даниловского монастыря, а год спустя, на его территории была построена деревянная церковь священномучеников Херсонесских для отпевания усопших. Храм был освящен 31 декабря 1772 года. Каменный храм был построен на месте обветшавшей деревянной церкви в 1829-1838 годах по проекту архитектора Ф.М. Шестакова и освящен 25 сентября 1838 года. Главный престол нового храма был освящен в честь Сошествия Святого Духа. Иконостас храма работы 1832 года сохранился по сей день. В 1922 году из церкви было изъято более 7 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари. В 1930-х годах церковь не закрывалась и была единственной из кладбищенских церквей Москвы, не попавших в руки обновленцев.
Кафедральный соборный храм Христа Спасителя. Расположен по адресу: ул. Волхонка, 15. 
Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне.
Кафедральный соборный храм Христа Спасителя. Расположен по адресу: ул. Волхонка, 15. Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне.
Храм Державной иконы Божией Матери. Расположен по адресу: ул. Волхонка, 15. 
5 декабря 1990 года На Волхонке, близ того места, где стоял Храм Христа Спасителя, был торжественно установлен гранитный камень с высеченной надписью: №Закладной камень часовни во имя Державной Божией Матери - предтечи Храма Христа Спасителя, который будет возрождён на этом святом месте".  В 1995 году Храм Державной иконы Божией Матери был возведён.

Сразу же после этого было организовано общественное движение за воссоздание Храма Христа Спасителя
Храм Державной иконы Божией Матери. Расположен по адресу: ул. Волхонка, 15. 5 декабря 1990 года На Волхонке, близ того места, где стоял Храм Христа Спасителя, был торжественно установлен гранитный камень с высеченной надписью: №Закладной камень часовни во имя Державной Божией Матери - предтечи Храма Христа Спасителя, который будет возрождён на этом святом месте". В 1995 году Храм Державной иконы Божией Матери был возведён. Сразу же после этого было организовано общественное движение за воссоздание Храма Христа Спасителя
Храм иконы Божией Матери "Иверская" при Иверской Общине сестер милосердия (детской больнице N 20). Расположен по адресу: ул. Б. Полянка, 20. Община открыта в декабре 1894 г., при ней устроены лечебные учрежде­ния, клиники, поликлиника и аптека. На дворе владения отдельно построена цер­ковь на средства Елизаветы Семеновны Ляминой. Заложена 1 октября 1896 г., освящена 19 апреля 1901 г.
Храм иконы Божией Матери "Иверская" при Иверской Общине сестер милосердия (детской больнице N 20). Расположен по адресу: ул. Б. Полянка, 20. Община открыта в декабре 1894 г., при ней устроены лечебные учрежде­ния, клиники, поликлиника и аптека. На дворе владения отдельно построена цер­ковь на средства Елизаветы Семеновны Ляминой. Заложена 1 октября 1896 г., освящена 19 апреля 1901 г.
Храм Святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садах. Расположен по адресу: Старосадский переулок, 11, стр. 1. В 1514 году Василий III повелел возвести в Москве 11 церквей, «а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин». Новый каменный храм Святого Владимира, построенный мастером Алевизом (известен строительством Архангельского собора в Москве), был освящён в 1516 году. Во второй половине XVII века обветшалую Владимирскую церковь сильно перестроили. Храм разобрали до нижнего яруса стен и выстроили заново, с приделами и многоярусной колокольней. В итоге от храма работы Алевиза Нового сохранились только нижняя часть стен и южный портал. В конце XVIII века была перестроена колокольня. Она стала ниже, и на ней был установлен шпиль. Храм был закрыт в 1933 году. В 1937 году церковь начали разбирать. Были разрушены пять глав, венчающих храм, уничтожено внутреннее убранство. От полного уничтожения церковь была спасена вмешательством органов государственной охраны памятников города Москвы. Здание церкви было передано в ведение Государственной публичной Исторической библиотеки, которая разместила в ней свои резервные фонды. В 1980 году в здании храма произошёл пожар, уничтоживший книги и сохранившиеся остатки росписей на стенах.
Храм Святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садах. Расположен по адресу: Старосадский переулок, 11, стр. 1. В 1514 году Василий III повелел возвести в Москве 11 церквей, «а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин». Новый каменный храм Святого Владимира, построенный мастером Алевизом (известен строительством Архангельского собора в Москве), был освящён в 1516 году. Во второй половине XVII века обветшалую Владимирскую церковь сильно перестроили. Храм разобрали до нижнего яруса стен и выстроили заново, с приделами и многоярусной колокольней. В итоге от храма работы Алевиза Нового сохранились только нижняя часть стен и южный портал. В конце XVIII века была перестроена колокольня. Она стала ниже, и на ней был установлен шпиль. Храм был закрыт в 1933 году. В 1937 году церковь начали разбирать. Были разрушены пять глав, венчающих храм, уничтожено внутреннее убранство. От полного уничтожения церковь была спасена вмешательством органов государственной охраны памятников города Москвы. Здание церкви было передано в ведение Государственной публичной Исторической библиотеки, которая разместила в ней свои резервные фонды. В 1980 году в здании храма произошёл пожар, уничтоживший книги и сохранившиеся остатки росписей на стенах.
Храм святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот (на Кулишках). Расположен по адресу: Петропавловский переулок, дома 4-6. Впервые о каменном храме на этом месте упоминается в 1631 году. Однопрестольный храм имел название «Петра и Павла высокого, что на горке». Здание нынешнего храма было построено в 1700—1702 годах по благословению Святейшего Патриарха Адриана. В 1748 году храм сильно пострадал от пожара, но был быстро восстановлен на средства прихожан. В 1771 году была построена новая трёхъярусная колокольня. В 1812 году зданию храма удалось практически безболезненно пережить время мародёрства и пожаров, однако дома священников и церковные постройки сгорели. В отличие от большинства церквей, расположенных на Ивановской горке, храм Петра и Павла не закрывался. После революции предпринимались неоднократные попытки закрыть храм, в частности местные пионеры требовали передать им здание храма. В этот тяжёлый период в храм передавали Святыни закрытых церквей и принимали безместное духовенство.
Храм святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот (на Кулишках). Расположен по адресу: Петропавловский переулок, дома 4-6. Впервые о каменном храме на этом месте упоминается в 1631 году. Однопрестольный храм имел название «Петра и Павла высокого, что на горке». Здание нынешнего храма было построено в 1700—1702 годах по благословению Святейшего Патриарха Адриана. В 1748 году храм сильно пострадал от пожара, но был быстро восстановлен на средства прихожан. В 1771 году была построена новая трёхъярусная колокольня. В 1812 году зданию храма удалось практически безболезненно пережить время мародёрства и пожаров, однако дома священников и церковные постройки сгорели. В отличие от большинства церквей, расположенных на Ивановской горке, храм Петра и Павла не закрывался. После революции предпринимались неоднократные попытки закрыть храм, в частности местные пионеры требовали передать им здание храма. В этот тяжёлый период в храм передавали Святыни закрытых церквей и принимали безместное духовенство.
Церковь Троицы Живоначальной в Хохлах. Расположена по адресу: Хохловский переулок, 12. Церковь находится в старинном урочище «Хохловка», где первоначально (с XVII века) селились украинцы после воссоединения Украины с Россией в 1654 году. Здесь в XVIII веке стоял двор гетмана Украины — Мазепы. Церковь известна с 1625 года. Каменный храм значится в 1657 году. После закрытия церковь долго стояла разорённой и обезглавленной.

В середине 1970-х годов началась реставрация. Основной объём здания, наличники и ажурный крест были восстановлены в 1983 году.
Церковь Троицы Живоначальной в Хохлах. Расположена по адресу: Хохловский переулок, 12. Церковь находится в старинном урочище «Хохловка», где первоначально (с XVII века) селились украинцы после воссоединения Украины с Россией в 1654 году. Здесь в XVIII веке стоял двор гетмана Украины — Мазепы. Церковь известна с 1625 года. Каменный храм значится в 1657 году. После закрытия церковь долго стояла разорённой и обезглавленной. В середине 1970-х годов началась реставрация. Основной объём здания, наличники и ажурный крест были восстановлены в 1983 году.
Храм Дмитрия Прилуцкого Вологодского на Девичьем поле. Расположен по адресу: ул. Большая Пироговская, 6. Построен в 1880–90-е гг. как часовня, где отпевали умерших, при клиниках медицинского факультета Московского Императорского университета на благотворительные средства купцов Сторожевых.
Храм Дмитрия Прилуцкого Вологодского на Девичьем поле. Расположен по адресу: ул. Большая Пироговская, 6. Построен в 1880–90-е гг. как часовня, где отпевали умерших, при клиниках медицинского факультета Московского Императорского университета на благотворительные средства купцов Сторожевых.
Храм Великомученика Георгия Победоносца в Ендове. Расположен по адресу: Садовническая улица, д. 6. Деревянная Георгиевская церковь на месте нынешнего храма известна с середины XVI века. Первый каменный храм был заложен на этом месте в 1588 году по желанию архиепископа Арсения Элассонского, прибывшего в Москву из Константинополя в составе патриаршего посольства. В 1670—1680-х годах была перестроена вся западная часть здания. В результате этих работ была возведена шатровая колокольня, трапезная увеличилась почти вдвое, включив в себя и новый Никольский придел. Сильный паводок 1729 года размыл грунт под храмом и повредил фундаменты трапезной и колокольни и в 1729—1730 годах они были вновь перестроены. Только в ходе реставрации 1960-х годов трапезной вернули облик конца XVII века. Шатровая колокольня была вновь разрушена сильным паводком 1786 года. Вместо неё в 1806 году на средства П. Г. Демидова была возведена существующая трёхъярусная колокольня.
Храм Великомученика Георгия Победоносца в Ендове. Расположен по адресу: Садовническая улица, д. 6. Деревянная Георгиевская церковь на месте нынешнего храма известна с середины XVI века. Первый каменный храм был заложен на этом месте в 1588 году по желанию архиепископа Арсения Элассонского, прибывшего в Москву из Константинополя в составе патриаршего посольства. В 1670—1680-х годах была перестроена вся западная часть здания. В результате этих работ была возведена шатровая колокольня, трапезная увеличилась почти вдвое, включив в себя и новый Никольский придел. Сильный паводок 1729 года размыл грунт под храмом и повредил фундаменты трапезной и колокольни и в 1729—1730 годах они были вновь перестроены. Только в ходе реставрации 1960-х годов трапезной вернули облик конца XVII века. Шатровая колокольня была вновь разрушена сильным паводком 1786 года. Вместо неё в 1806 году на средства П. Г. Демидова была возведена существующая трёхъярусная колокольня.
Церковь Георгия Победоносца на Псковской горе. Расположен по адресу: ул. Варварка, д. 12. Пятиглавая церковь Георгия Победоносца была построена в 1658 году. В 1818 году к ней были пристроены помещения трапезной и колокольня, резко контрастирующие с основным зданием церкви из-за своего псевдоготического стиля. Находится в Зарядье, известным своими красивейшими церквями в двух шагах от Кремля.
Церковь Георгия Победоносца на Псковской горе. Расположен по адресу: ул. Варварка, д. 12. Пятиглавая церковь Георгия Победоносца была построена в 1658 году. В 1818 году к ней были пристроены помещения трапезной и колокольня, резко контрастирующие с основным зданием церкви из-за своего псевдоготического стиля. Находится в Зарядье, известным своими красивейшими церквями в двух шагах от Кремля.
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Расположен по адресу: Малая Грузинская улица, дом 27/13. В 1894 году совет Римско-католической церкви свв. Петра и Павла в обратился к московскому губернатору с просьбой разрешить строительство третьего католического храма ввиду роста католической общины Москвы. Разрешение было получено при условии строительства вдалеке от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний. Неоготический проект Ф. О. Богдановича-Дворжецкого, рассчитанный на 5000 молящихся, был утверждён, несмотря на несоблюдение последнего условия. Основной объём храма был построен в 1901—1911 годах. Деньги на строительство были собраны польской общиной, численность которой в Москве в конце XIX века достигала 30 тысяч человек, и католиками других национальностей по всей России. 

Храм в неоготическом стиле, получивший название филиальной церкви Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, был освящен 21 декабря 1911 года.
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Расположен по адресу: Малая Грузинская улица, дом 27/13. В 1894 году совет Римско-католической церкви свв. Петра и Павла в обратился к московскому губернатору с просьбой разрешить строительство третьего католического храма ввиду роста католической общины Москвы. Разрешение было получено при условии строительства вдалеке от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний. Неоготический проект Ф. О. Богдановича-Дворжецкого, рассчитанный на 5000 молящихся, был утверждён, несмотря на несоблюдение последнего условия. Основной объём храма был построен в 1901—1911 годах. Деньги на строительство были собраны польской общиной, численность которой в Москве в конце XIX века достигала 30 тысяч человек, и католиками других национальностей по всей России. Храм в неоготическом стиле, получивший название филиальной церкви Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, был освящен 21 декабря 1911 года.
Комментарии к альбому