Nomad
Oleg N. — был сегодня 14:25
Казахстан рулит!! Другая планета!
Фотоальбом

Москва Золотоглавая. Часть 2

NIKON D7100, NIKON D7000, NIKON D3000
51 27
Москва — Россия

Продолжим наш экскурс по московским церквям и храмам...

Храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах. Расположен по адресу: улица Большая Грузинская, дом 13.
В 1725 году грузинский царь, Вахтанг Леванович, со свитой приехал в Москву, где Петр II пожаловал ему для строительства дворца деньги. Около дворца выросла грузинская слобода, где на средства сына Вахтанга, Георгия, в 1750 году была построена церковь. Изначально была построена деревянная церковь, которую 23 апреля 1750 года освятил грузинский архиепископ Иосиф Самебели. 6 января 1779 года деревянная церковь сгорела. 9 лет спустя, 11 июня 1788 года грузинские семьи обратились с просьбой к митрополиту Платону разрешить начать строительство каменной церкви. 13 сентября того же года разрешение было получено и началось строительство новой каменной церкви.
Храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах. Расположен по адресу: улица Большая Грузинская, дом 13. В 1725 году грузинский царь, Вахтанг Леванович, со свитой приехал в Москву, где Петр II пожаловал ему для строительства дворца деньги. Около дворца выросла грузинская слобода, где на средства сына Вахтанга, Георгия, в 1750 году была построена церковь. Изначально была построена деревянная церковь, которую 23 апреля 1750 года освятил грузинский архиепископ Иосиф Самебели. 6 января 1779 года деревянная церковь сгорела. 9 лет спустя, 11 июня 1788 года грузинские семьи обратились с просьбой к митрополиту Платону разрешить начать строительство каменной церкви. 13 сентября того же года разрешение было получено и началось строительство новой каменной церкви.
Церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе. Расположен по адресу: Романов переулок д. 2, стр. 8.
Первая церковь на этом месте была построена ещё в 1613 году, а первый Знаменский храм был поставлен в 1625 году дядей царя Михаила Федоровича Романова, Иваном Никитовичем Романовым в пожалованном царем имении. Икона Божией Матери «Знамение» (XII век), в честь которой был построен храм, считалась покровительницей дома Романовых.  В 1656 году двор перешёл в собственность государства, а в 1671 году царь Алексей Михайлович пожаловал его своему тестю Кириллу Полуэктовичу Нарышкину. Его сын, Лев Кириллович, и построил в конце 1680-х годов (по другим данным в 1691 году) нынешнюю церковь, которая стала родоначальницей стиля «Нарышкинское барокко».
Церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе. Расположен по адресу: Романов переулок д. 2, стр. 8. Первая церковь на этом месте была построена ещё в 1613 году, а первый Знаменский храм был поставлен в 1625 году дядей царя Михаила Федоровича Романова, Иваном Никитовичем Романовым в пожалованном царем имении. Икона Божией Матери «Знамение» (XII век), в честь которой был построен храм, считалась покровительницей дома Романовых. В 1656 году двор перешёл в собственность государства, а в 1671 году царь Алексей Михайлович пожаловал его своему тестю Кириллу Полуэктовичу Нарышкину. Его сын, Лев Кириллович, и построил в конце 1680-х годов (по другим данным в 1691 году) нынешнюю церковь, которая стала родоначальницей стиля «Нарышкинское барокко».
Храм Вознесения Господня на Никитской («Малое Вознесение»). Расположен по адресу: Б. Никитская ул., д. 18. Первое упоминание о церкви относится к 1584 году. Её деревянное здание было уничтожено пожаром в 1629 году. Современное каменное здание было построено в 1634 году. В 1680-е годы храм перестраивался, к нему был добавлен южный придел святых Прокопия и Иоанна Устюжских. После революции 1917 года храм продолжал действовать некоторое время. В 1929 году с него сбили колокола и отправили на переплавку, а в 1937 году он был закрыт. В конце 1930-х годов с него сбили кресты и переоборудовали внутренние помещения. В 1980 году храм занимало одно из управлений Главмосстроя.
Храм Вознесения Господня на Никитской («Малое Вознесение»). Расположен по адресу: Б. Никитская ул., д. 18. Первое упоминание о церкви относится к 1584 году. Её деревянное здание было уничтожено пожаром в 1629 году. Современное каменное здание было построено в 1634 году. В 1680-е годы храм перестраивался, к нему был добавлен южный придел святых Прокопия и Иоанна Устюжских. После революции 1917 года храм продолжал действовать некоторое время. В 1929 году с него сбили колокола и отправили на переплавку, а в 1937 году он был закрыт. В конце 1930-х годов с него сбили кресты и переоборудовали внутренние помещения. В 1980 году храм занимало одно из управлений Главмосстроя.
Церковь Иоанна Богослова на Бронной. Расположена по адресу: Богословский переулок, 4.
Первое упоминание храма относится к 1625 году, храм упоминается в окладных книгах за этот год как деревянная однопрестольная церковьИоанна Богослова в Бронницах, за Тверскими воротами. В 1652 году на средства прихожан начинается строительство каменно храма, которое заканчивается в 1665 году, в 1694 году к храму пристраивают придел во имя Николая Чудотворца, а к 1842 году возводят колокольню, в этом же году было обновлено и само здание храма.

Храм был закрыт в середине 20 годов XX века, здание превращено в склад, изредка ее помещение использовалось для содержания заключенных. В 1932 году с предложением снести здание храма выступила администрация Московский городской камерный театр, однако предложение не было поддержано благодаря заступничеству архитектора Дмитрия Сухова, занимавшийся в то время реставрацией памятников Московского кремля. Однако с храма были сняты купола с барабанами и частично разобрана колокольня. В здании храма разместили мастерскую Московского драматического театра, в результате деятельности которой было уничтожено все внутреннее убранство храма, в стене сделан огромный пролом для установки ворот через которые вносили крупные декораций, храм практически потерял свой первоначальный облик.
Церковь Иоанна Богослова на Бронной. Расположена по адресу: Богословский переулок, 4. Первое упоминание храма относится к 1625 году, храм упоминается в окладных книгах за этот год как деревянная однопрестольная церковьИоанна Богослова в Бронницах, за Тверскими воротами. В 1652 году на средства прихожан начинается строительство каменно храма, которое заканчивается в 1665 году, в 1694 году к храму пристраивают придел во имя Николая Чудотворца, а к 1842 году возводят колокольню, в этом же году было обновлено и само здание храма. Храм был закрыт в середине 20 годов XX века, здание превращено в склад, изредка ее помещение использовалось для содержания заключенных. В 1932 году с предложением снести здание храма выступила администрация Московский городской камерный театр, однако предложение не было поддержано благодаря заступничеству архитектора Дмитрия Сухова, занимавшийся в то время реставрацией памятников Московского кремля. Однако с храма были сняты купола с барабанами и частично разобрана колокольня. В здании храма разместили мастерскую Московского драматического театра, в результате деятельности которой было уничтожено все внутреннее убранство храма, в стене сделан огромный пролом для установки ворот через которые вносили крупные декораций, храм практически потерял свой первоначальный облик.
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях. Расположена по адресу: ул. Рождественка, 15/8.
Первая церковь на месте современной появилась во времена Ивана Грозного. Тогда там стояла деревянная церковь Николая Угодника, которая носила название Николы Божедомского, так как при ней был «убогий дом», куда свозили для погребения людей, умерших несчастной смертью. Церковь с 1657 года она упоминается как каменная. Затем, когда на Рождественке была образована Звонарская слобода, в которой селились звонари Колокольни «Иван Великий» и сторожа кремлёвских церквей, церковь получила название «Никола в Звонарях», которое было закреплено за ним в 1677 году. В 1760 году на деньги графа Ивана Илларионовича Воронцова, было начато строительство новой, каменной церкви. Строительство храма длилось до 1781 года.
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях. Расположена по адресу: ул. Рождественка, 15/8. Первая церковь на месте современной появилась во времена Ивана Грозного. Тогда там стояла деревянная церковь Николая Угодника, которая носила название Николы Божедомского, так как при ней был «убогий дом», куда свозили для погребения людей, умерших несчастной смертью. Церковь с 1657 года она упоминается как каменная. Затем, когда на Рождественке была образована Звонарская слобода, в которой селились звонари Колокольни «Иван Великий» и сторожа кремлёвских церквей, церковь получила название «Никола в Звонарях», которое было закреплено за ним в 1677 году. В 1760 году на деньги графа Ивана Илларионовича Воронцова, было начато строительство новой, каменной церкви. Строительство храма длилось до 1781 года.
Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Расположен по адресу: Софийская набережная, д. 32, стр. 13 и 14. Первый деревянный храм здесь был построен в 1493 году. Предположительно, он был освящён во имя святой Софии в связи с тем, что рядом проживали выходцы из Новгорода. Позднее на этом берегу Москвы-реки были разбиты царские сады, и местность стали называть Садовниками.

Каменный храм был построен на месте деревянной церкви в середине XVII века, первое его упоминание относится к 1682 году. Предположительно, в 1680-х годах была проведена первая перестройка храма, в результате чего одноглавие было заменено на пятиглавие. В XVIII—XIX годах церковь перестраивали ещё несколько раз.
Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Расположен по адресу: Софийская набережная, д. 32, стр. 13 и 14. Первый деревянный храм здесь был построен в 1493 году. Предположительно, он был освящён во имя святой Софии в связи с тем, что рядом проживали выходцы из Новгорода. Позднее на этом берегу Москвы-реки были разбиты царские сады, и местность стали называть Садовниками. Каменный храм был построен на месте деревянной церкви в середине XVII века, первое его упоминание относится к 1682 году. Предположительно, в 1680-х годах была проведена первая перестройка храма, в результате чего одноглавие было заменено на пятиглавие. В XVIII—XIX годах церковь перестраивали ещё несколько раз.
Колокольня Храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Расположен по адресу: Софийская набережная, д. 32, стр. 13 и 14. В 1862—1868 годах по проекту архитектора Н .И. Козловского была построена отдельно стоящая колокольня, выходящая на набережную. Колокольня, выполненная в русско-византийском стиле, состоит из трёх ярусов. Стилистически она перекликается с кремлёвскими башнями на другой стороне реки. Это архитектурная доминанта Софийской набережной.
Колокольня Храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Расположен по адресу: Софийская набережная, д. 32, стр. 13 и 14. В 1862—1868 годах по проекту архитектора Н .И. Козловского была построена отдельно стоящая колокольня, выходящая на набережную. Колокольня, выполненная в русско-византийском стиле, состоит из трёх ярусов. Стилистически она перекликается с кремлёвскими башнями на другой стороне реки. Это архитектурная доминанта Софийской набережной.
Церковь бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке. Расположена по адресу: ул. Маросейка, 14/2, стр. 3. 
Церковь выстроена по проекту М. Ф. Казакова в 1791—1793 годах (отделка закончена к 1803 году) на месте древней обветшавшей церкви. Строительство велось на средства М. Р. Хлебникова, владельца дома, стоявшего по другую сторону улицы.
Церковь была закрыта в конце 1920-х годов. В ноябре 1929 года вышло постановлено снести ограду под предлогом расширения движения. В начале 1930 годов планировалось снести церковь полностью. Власти разрешили перед сносом провести реставрационную фотофиксацию и обмеры. Церковь устояла.

Внутри церкви был устроен склад, а перед ним — пивная. В 1950-е годы пивную сломали. В 1950—1960-х годах внутри размещалась макетная мастерская; в 1965 году — клуб автомототуристов.

В 1958 году на фасадах церкви была проведена научная реставрация, восстановлены золочёные главы и кресты. Интерьер храма тогда так и остался перестроенным.
Церковь бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке. Расположена по адресу: ул. Маросейка, 14/2, стр. 3. Церковь выстроена по проекту М. Ф. Казакова в 1791—1793 годах (отделка закончена к 1803 году) на месте древней обветшавшей церкви. Строительство велось на средства М. Р. Хлебникова, владельца дома, стоявшего по другую сторону улицы. Церковь была закрыта в конце 1920-х годов. В ноябре 1929 года вышло постановлено снести ограду под предлогом расширения движения. В начале 1930 годов планировалось снести церковь полностью. Власти разрешили перед сносом провести реставрационную фотофиксацию и обмеры. Церковь устояла. Внутри церкви был устроен склад, а перед ним — пивная. В 1950-е годы пивную сломали. В 1950—1960-х годах внутри размещалась макетная мастерская; в 1965 году — клуб автомототуристов. В 1958 году на фасадах церкви была проведена научная реставрация, восстановлены золочёные главы и кресты. Интерьер храма тогда так и остался перестроенным.
Церковь Святого Мартина Исповедника, Папы Римского. Расположена по адресу: ул. Александра Солженицына, д.15/2. 
Точное время строительства каменного храма на данном месте неизвестно — предположительно 1502 год, в память о дате благословения Василия III на великокняжеское правление, что случилось 14 апреля 1502 года — в день памяти Святого Мартина Исповедника, Папы Римского. Первое архивное упоминание о здании относится к 1625 году.

В 1780 году Москву посетил австрийский император Иосиф II, принимать которого пришлось европейски образованному митрополиту Московскому Платону. Архиерей не только показал царственному гостю город, но и произвёл на него неизгладимое личное впечатление, так что Иосиф на вопрос Екатерины II назвал Платона главной московской достопримечательностью. Вскоре после отъезда императора рядом со старой церковью было заложено новое здание. Однако строительство храма было начато только в 1791 года, когда деньги на его строительство дал богатый московский чаеторговец Василий Яковлевич Жигарев. Проект был заказан архитектору Родиону Казакову. В 1792 году Платон благословил начало строительства, а в 1806 году освятил престол нового храма.
Церковь Святого Мартина Исповедника, Папы Римского. Расположена по адресу: ул. Александра Солженицына, д.15/2. Точное время строительства каменного храма на данном месте неизвестно — предположительно 1502 год, в память о дате благословения Василия III на великокняжеское правление, что случилось 14 апреля 1502 года — в день памяти Святого Мартина Исповедника, Папы Римского. Первое архивное упоминание о здании относится к 1625 году. В 1780 году Москву посетил австрийский император Иосиф II, принимать которого пришлось европейски образованному митрополиту Московскому Платону. Архиерей не только показал царственному гостю город, но и произвёл на него неизгладимое личное впечатление, так что Иосиф на вопрос Екатерины II назвал Платона главной московской достопримечательностью. Вскоре после отъезда императора рядом со старой церковью было заложено новое здание. Однако строительство храма было начато только в 1791 года, когда деньги на его строительство дал богатый московский чаеторговец Василий Яковлевич Жигарев. Проект был заказан архитектору Родиону Казакову. В 1792 году Платон благословил начало строительства, а в 1806 году освятил престол нового храма.
Церковь Алексия, митрополита Московского, что в Рогожской слободе. Расположена по адресу: ул. Николоямская, 60. Церковь построена жителями ямской Рогожской слободы в 1748 — 1751 гг. на месте двух предшествующих храмов (1625, 1701). 

Это одно из лучших зданий Москвы, построенное, предположительно, по проекту архитектора Д. В. Ухтомского в стиле зрелого барокко.
Церковь Алексия, митрополита Московского, что в Рогожской слободе. Расположена по адресу: ул. Николоямская, 60. Церковь построена жителями ямской Рогожской слободы в 1748 — 1751 гг. на месте двух предшествующих храмов (1625, 1701). Это одно из лучших зданий Москвы, построенное, предположительно, по проекту архитектора Д. В. Ухтомского в стиле зрелого барокко.
Храм Апостола Иакова Зеведеева в Казённой Слободе. Расположен по адресу: Яковоапостольский пер., 6, стр. 1.
Первые упоминания о деревянной церкви апостола Иакова на месте современного храма датируются 1620 годом. В 1676 году построен первый каменный храм, а в середине XVIII века — существующая колокольня.

В XIX веке храм был перестроен: в 1806 году к церкви были добавлены прямоугольные приделы, в 1831 году архитектор В. А. Балашов перестроил само здание, а в 1844 году были перестроены пределы и обновлена трапезная. В 1883 году по проекту архитектора М. А. Фидлера к церкви была пристроена паперть.

В 1932 году храм был закрыт, а в его здании расположилась механическая мастерская.

В 1970 году обвалился купол, в 1979 была демонтирована ограда, а само здание заняло Управление механизации Метростроя (в трапезной был гараж).
Храм Апостола Иакова Зеведеева в Казённой Слободе. Расположен по адресу: Яковоапостольский пер., 6, стр. 1. Первые упоминания о деревянной церкви апостола Иакова на месте современного храма датируются 1620 годом. В 1676 году построен первый каменный храм, а в середине XVIII века — существующая колокольня. В XIX веке храм был перестроен: в 1806 году к церкви были добавлены прямоугольные приделы, в 1831 году архитектор В. А. Балашов перестроил само здание, а в 1844 году были перестроены пределы и обновлена трапезная. В 1883 году по проекту архитектора М. А. Фидлера к церкви была пристроена паперть. В 1932 году храм был закрыт, а в его здании расположилась механическая мастерская. В 1970 году обвалился купол, в 1979 была демонтирована ограда, а само здание заняло Управление механизации Метростроя (в трапезной был гараж).
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Расположен по адресу: Барашевский переулок, д. 8/ Подсосенский переулок, д. 2. Подготовка к строительству нового храма, дошедшего до наших дней, началась в 1688 году с заготовки 100 тысяч кирпичей. В новом Введенском храме первым был освящён северный придел Лонгина Сотника (1698), вслед за ним придел Пророка Ильи (1699). При строительстве нового храма были частично использованы стены и детали предыдущего храма, постройки 1668 года. Строительство было закончено к 1701 году. Введенский храм представляет собой прекрасный образец постройки в стиле московского барокко. При взгляде на него сразу бросается в глаза большое количество украшений во внешней отделке.
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Расположен по адресу: Барашевский переулок, д. 8/ Подсосенский переулок, д. 2. Подготовка к строительству нового храма, дошедшего до наших дней, началась в 1688 году с заготовки 100 тысяч кирпичей. В новом Введенском храме первым был освящён северный придел Лонгина Сотника (1698), вслед за ним придел Пророка Ильи (1699). При строительстве нового храма были частично использованы стены и детали предыдущего храма, постройки 1668 года. Строительство было закончено к 1701 году. Введенский храм представляет собой прекрасный образец постройки в стиле московского барокко. При взгляде на него сразу бросается в глаза большое количество украшений во внешней отделке.
Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская при богадельне им. И. и А. Медведниковых. Расположена по адресу: Ленинский просп., 27, стр. 3. Сoopужён при Медведниковской богадельне на пожертвования вдовы купца И.Л. Медведникова. Александра Ксенофонтовна Медведникова скончалась в 1899 году, завещав на дела благотворительности огромную сумму - более 5 миллионов рублей, из которых около двух третей отводилось на благотворительность в Москве. На часть этого капитала стали строить больницу и богадельню на городских землях по Большой Калужской, открытые 30 декабря 1903 года. Храм располагается в особой, выходящей фасадом на улицу пристройке к двухэтажному зданию больницы. Храм выполнен в стиле ростовских храмов XV века.
Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская при богадельне им. И. и А. Медведниковых. Расположена по адресу: Ленинский просп., 27, стр. 3. Сoopужён при Медведниковской богадельне на пожертвования вдовы купца И.Л. Медведникова. Александра Ксенофонтовна Медведникова скончалась в 1899 году, завещав на дела благотворительности огромную сумму - более 5 миллионов рублей, из которых около двух третей отводилось на благотворительность в Москве. На часть этого капитала стали строить больницу и богадельню на городских землях по Большой Калужской, открытые 30 декабря 1903 года. Храм располагается в особой, выходящей фасадом на улицу пристройке к двухэтажному зданию больницы. Храм выполнен в стиле ростовских храмов XV века.
Церковь Иконы Божией Матери Козельщанская при больнице для неизлечимых им. И. и А. Медведниковых. Расположена по адресу: Ленинский просп., 27, стр. 3.
Церковь Иконы Божией Матери Козельщанская при больнице для неизлечимых им. И. и А. Медведниковых. Расположена по адресу: Ленинский просп., 27, стр. 3.
Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская Тихвинской старообрядческой общины. Расположена по адресу: ул. Хавская, 23.
Исторически местность у Хавской улицы была местом проживания старообрядцев. В XIX веке в доме Михайлова находилась моленная, в которой в 1898 году был возведён на кафедру архиепископ Московский и всея Руси Иоанн. В августе 1909 года в Московское Губернское Правление общество старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии из прихода моленной Михайловых обратилось с просьбой о разрешении учредить в Москве старообрядческую общину с присвоением ей наименования «Тихвинская старообрядческая община». Строительство храма началось в 1911 году. Храм освящён в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская Тихвинской старообрядческой общины. Расположена по адресу: ул. Хавская, 23. Исторически местность у Хавской улицы была местом проживания старообрядцев. В XIX веке в доме Михайлова находилась моленная, в которой в 1898 году был возведён на кафедру архиепископ Московский и всея Руси Иоанн. В августе 1909 года в Московское Губернское Правление общество старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии из прихода моленной Михайловых обратилось с просьбой о разрешении учредить в Москве старообрядческую общину с присвоением ей наименования «Тихвинская старообрядческая община». Строительство храма началось в 1911 году. Храм освящён в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Храм Великомученицы Екатерины на Всполье. Расположен по адресу: Большая Ордынка, 60/2.
Существующий храм в стиле барокко построен в 1766—1775 по проекту Карла Бланка. Вероятно, что постройка храма была заказана лично Екатериной II во время её коронации в 1762. Бланк построил новое здание рядом со старым, объединив два храма центральным объёмом с колокольней. Новая (сохранившаяся) церковь действовала летом, старая (отапливаемая) — зимой.
Тогда же, в 1769, построена ограда (переделана в 1820-х после пожара 1812), использовавшая решётки, изготовленные в 1731 для Соборной площади в Кремле.
Храм Великомученицы Екатерины на Всполье. Расположен по адресу: Большая Ордынка, 60/2. Существующий храм в стиле барокко построен в 1766—1775 по проекту Карла Бланка. Вероятно, что постройка храма была заказана лично Екатериной II во время её коронации в 1762. Бланк построил новое здание рядом со старым, объединив два храма центральным объёмом с колокольней. Новая (сохранившаяся) церковь действовала летом, старая (отапливаемая) — зимой. Тогда же, в 1769, построена ограда (переделана в 1820-х после пожара 1812), использовавшая решётки, изготовленные в 1731 для Соборной площади в Кремле.
Храм Иверской иконы Божьей Матери на Всполье. Расположен по адресу: улица Большая Ордынка, № 39/22.  Первая каменная церковь св. Георгия на этом месте («на Всполье», или «в Ордынцах») построена не позднее 1673 года на средства купца  И. С. Потапова. Существующая церковь построена в 1791—1802 на средства купца И. И. Савина. Храм последовательно обновлялся в течение XIX века без существенных изменений архитектурного облика. В 1930 храм закрыли. Здесь располагались клуб вагоноремонтного завода и галерея современного искусства. В советские годы под куполом устроили внутренние перегородки на три этажа, снесли колокольню (она была выстроена лишь после возвращения здания церкви в 1994). Были полностью утрачены и ионические капители и базы колонн портика у главного входа.
Храм Иверской иконы Божьей Матери на Всполье. Расположен по адресу: улица Большая Ордынка, № 39/22. Первая каменная церковь св. Георгия на этом месте («на Всполье», или «в Ордынцах») построена не позднее 1673 года на средства купца И. С. Потапова. Существующая церковь построена в 1791—1802 на средства купца И. И. Савина. Храм последовательно обновлялся в течение XIX века без существенных изменений архитектурного облика. В 1930 храм закрыли. Здесь располагались клуб вагоноремонтного завода и галерея современного искусства. В советские годы под куполом устроили внутренние перегородки на три этажа, снесли колокольню (она была выстроена лишь после возвращения здания церкви в 1994). Были полностью утрачены и ионические капители и базы колонн портика у главного входа.
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения). Расположен по адресу: ул. Ордынка Б, 20 В 1683—1685 годы был построен каменный храм, который именовали Преображенским. После прославления в ней, в 1688 году, иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», которая по преданию исцелила тяжелобольную сестру патриарха Иоакима, за храмом закрепилось название этого чудотворного образа. В 1783—1791 годы, к постройке 1685 года были пристроены трапезная с престолами Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а также трёхъярусная колокольня. Их проект в стиле классицизма был выполнен архитектором В. И. Баженовым
Церковь св. Благоверного князя Михаила и боярина Федора, Черниговских чудотворцев. Расположена по адресу: Черниговский пер., 4
Деревянная церковь 1575 г. на месте существующего храма входила в состав Ивановского монастыря. Основана была церковь на месте встречи мощей святых Михаила и Федора Черниговских, которые были перенесены в Москву по прошению государя Ивана Грозного и помещены в храм, специально для них построенный в Кремле на Ивановской площади. 

В 1675 г. на средства купчихи Иулиании Ивановны Малютиной было построено существующее здание храма.
Церковь св. Благоверного князя Михаила и боярина Федора, Черниговских чудотворцев. Расположена по адресу: Черниговский пер., 4 Деревянная церковь 1575 г. на месте существующего храма входила в состав Ивановского монастыря. Основана была церковь на месте встречи мощей святых Михаила и Федора Черниговских, которые были перенесены в Москву по прошению государя Ивана Грозного и помещены в храм, специально для них построенный в Кремле на Ивановской площади. В 1675 г. на средства купчихи Иулиании Ивановны Малютиной было построено существующее здание храма.
Храм Священномученика Климента, Папы Римского. Расположен по адресу: ул. Пятницкая, 26, стр.1. Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом; в 1662 у него было уже три придела. Храм был перестроен в 1720, затем в 1756—1758 к нему добавили трапезную и колокольню. В 1762 прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 на средства купца К. М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней
Храм Священномученика Климента, Папы Римского. Расположен по адресу: ул. Пятницкая, 26, стр.1. Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом; в 1662 у него было уже три придела. Храм был перестроен в 1720, затем в 1756—1758 к нему добавили трапезную и колокольню. В 1762 прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 на средства купца К. М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней
Церковь Зачатия Анны, что в Углу. Расположена по адресу: Москворецкая наб., 3. Одна из старейших московских приходских церквей, расположенная в Зарядье. Впервые церковь «Зачатиа, что на Востором углу» упоминается в летописи в связи с пожаром 1493 года, когда деревянный храм сгорел полностью. Также называлась церковью Анны «на Востром конце», так как была построена в урочище реки, которое выдавалось в Васильевский луг. При пожаре 1547 года храм пострадал, затем восстанавливался. Точная дата появления на месте деревянной церкви каменной неизвестна, самое раннее возможное начало строительства — после пожара 1547 года. Впервые как каменная постройка храм указан в Переписной книге 1626 года
Церковь Зачатия Анны, что в Углу. Расположена по адресу: Москворецкая наб., 3. Одна из старейших московских приходских церквей, расположенная в Зарядье. Впервые церковь «Зачатиа, что на Востором углу» упоминается в летописи в связи с пожаром 1493 года, когда деревянный храм сгорел полностью. Также называлась церковью Анны «на Востром конце», так как была построена в урочище реки, которое выдавалось в Васильевский луг. При пожаре 1547 года храм пострадал, затем восстанавливался. Точная дата появления на месте деревянной церкви каменной неизвестна, самое раннее возможное начало строительства — после пожара 1547 года. Впервые как каменная постройка храм указан в Переписной книге 1626 года
Святых благоверных князей Бориса и Глеба храм-часовня. Расположен по адресу: Арбатская площадь, 4. Храм-часовня построен вблизи места уничтоженной церкви Тихона Амафунтского в память также снесенного в 1930 г. стоявшего неподалеку древнего Борисоглебского храма. Освящен 6 авг. 1997 г. В своей архитектуре повторяет формы барочной Борисоглебской церкви.
Святых благоверных князей Бориса и Глеба храм-часовня. Расположен по адресу: Арбатская площадь, 4. Храм-часовня построен вблизи места уничтоженной церкви Тихона Амафунтского в память также снесенного в 1930 г. стоявшего неподалеку древнего Борисоглебского храма. Освящен 6 авг. 1997 г. В своей архитектуре повторяет формы барочной Борисоглебской церкви.
Храм Воскресения Словущего (Апостола Филиппа) на Арбате. Расположен по адресу: пер. Аксакова, 20. Основание храма связано с именем святителя Филиппа, митрополита Московского. Ныне существующий храм построен стольником Иваном Косьминым и освящен в 1688 г. во имя апостола Филиппа. В 1818 г. храм стал подворьем Иерусалимского патриархата и в 1819 г. был переосвящен в честь Воскресения Словущего. В 19 в. храм был сильно перестроен. В 1920-х г. подворье было закрыто, однако храм не закрывался.
Храм Воскресения Словущего (Апостола Филиппа) на Арбате. Расположен по адресу: пер. Аксакова, 20. Основание храма связано с именем святителя Филиппа, митрополита Московского. Ныне существующий храм построен стольником Иваном Косьминым и освящен в 1688 г. во имя апостола Филиппа. В 1818 г. храм стал подворьем Иерусалимского патриархата и в 1819 г. был переосвящен в честь Воскресения Словущего. В 19 в. храм был сильно перестроен. В 1920-х г. подворье было закрыто, однако храм не закрывался.
Храм священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе. Расположен по адресу Гагаринский переулок, дом 20. Первое письменное упоминание относится к 1625 году, в котором храм именуется как церковь Власия на Козьем болоте, однако многие исследователи приходят к выводу, что церковь существовала задолго до этой даты, предположительно с XVI века. В 1644 году выдано разрешение на пристройку к храму 4-х приделов: во имя Преображения Господня, во имя Казанской иконы Божией Матери, во имя Власия Севастийского и во имя Николая Чудотворца. В 1735 году Никольский придел сносят и в 1755 году на его месте возводят новый, во имя Иоанна Воина. С 1812 по 1815 года церковь, пострадавшая при нашествии Наполеона, бездействует, заново её освящают 2 февраля 1815 года.
Храм священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе. Расположен по адресу Гагаринский переулок, дом 20. Первое письменное упоминание относится к 1625 году, в котором храм именуется как церковь Власия на Козьем болоте, однако многие исследователи приходят к выводу, что церковь существовала задолго до этой даты, предположительно с XVI века. В 1644 году выдано разрешение на пристройку к храму 4-х приделов: во имя Преображения Господня, во имя Казанской иконы Божией Матери, во имя Власия Севастийского и во имя Николая Чудотворца. В 1735 году Никольский придел сносят и в 1755 году на его месте возводят новый, во имя Иоанна Воина. С 1812 по 1815 года церковь, пострадавшая при нашествии Наполеона, бездействует, заново её освящают 2 февраля 1815 года.
Храм Илии Пророка Обыденного. Расположен  по адресу: 2-й Обыденский переулок, 6. Возведённый в 1592 году за один день, обыде́нь, храм пророка Илии первоначально был деревянным.  Дата его построения точно не известна, однако существует предание, что он был возведен при личном участии великого князя Василия III в период его правления с 1505 по 1533 год. В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах. В 1973 году в храме обвенчались А. И. Солженицын и Н. Д. Светлова. Там же были крещены их дети.
Храм Илии Пророка Обыденного. Расположен по адресу: 2-й Обыденский переулок, 6. Возведённый в 1592 году за один день, обыде́нь, храм пророка Илии первоначально был деревянным. Дата его построения точно не известна, однако существует предание, что он был возведен при личном участии великого князя Василия III в период его правления с 1505 по 1533 год. В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах. В 1973 году в храме обвенчались А. И. Солженицын и Н. Д. Светлова. Там же были крещены их дети.
Храм Великомученицы Ирины (Троицы Живоначальной) в Покровском. Расположен по адресу Второй Ирининский переулок, дом 7. Храм был построен в 1800 г., а трапезная и колокольня несколько раньше. После закрытия церковь была обезглавлена, колокольня снесена. храм возвращен верующим в 1992 г.
Храм Великомученицы Ирины (Троицы Живоначальной) в Покровском. Расположен по адресу Второй Ирининский переулок, дом 7. Храм был построен в 1800 г., а трапезная и колокольня несколько раньше. После закрытия церковь была обезглавлена, колокольня снесена. храм возвращен верующим в 1992 г.
Церковь Николая Чудотворца в Клённиках. Расположен по адресу: улица Маросейка д.5. Первая церковь здесь была построена ещё в 1468 году: Иван III построил здесь «обетную» церковь Симеона Дивногорца в благодарность за то, что сильный пожар из Белого города не перекинулся в Кремль. В 1657 году была построена новая каменная церковь вплотную к старой деревянной церкви. В 1749 году после пожара была возведена существующая колокольня и частично перестроены фасады церкви.
Церковь Николая Чудотворца в Клённиках. Расположен по адресу: улица Маросейка д.5. Первая церковь здесь была построена ещё в 1468 году: Иван III построил здесь «обетную» церковь Симеона Дивногорца в благодарность за то, что сильный пожар из Белого города не перекинулся в Кремль. В 1657 году была построена новая каменная церковь вплотную к старой деревянной церкви. В 1749 году после пожара была возведена существующая колокольня и частично перестроены фасады церкви.
Церковь Всех Святых на Кулишках. Расположена по адресу: Славянская пл., 2.  Первая деревянная церковь на этом месте была построена во времена Дмитрия Донского. В русских летописях под 1365 годом при описании большого московского пожара (получившего впоследствии название Всесвятского), церковь Всех Святых упоминается как уже существующая. Церковь была полностью перестроена в камне в 1488 году и затем вновь в стиле московского барокко в 1687—1689 годах. В 1930 году церковь была закрыта, но вместо планировавшегося сноса была приспособлена под нужды органов госбезопасности. О характере использования можно судить по тому, что в 1994 году в подвале церкви были обнаружены останки расстрелянных.
Церковь Всех Святых на Кулишках. Расположена по адресу: Славянская пл., 2. Первая деревянная церковь на этом месте была построена во времена Дмитрия Донского. В русских летописях под 1365 годом при описании большого московского пожара (получившего впоследствии название Всесвятского), церковь Всех Святых упоминается как уже существующая. Церковь была полностью перестроена в камне в 1488 году и затем вновь в стиле московского барокко в 1687—1689 годах. В 1930 году церковь была закрыта, но вместо планировавшегося сноса была приспособлена под нужды органов госбезопасности. О характере использования можно судить по тому, что в 1994 году в подвале церкви были обнаружены останки расстрелянных.
Церковь Святого Апостола Иоанна Богослова под Вязом (Иоанно-Богословский храм у Китайгородской стены). Расположена по адресу: Новая пл., 12. Церковь Св. Апостола Иоанна Богослова появилась в 1493 году, сначала деревянная, потом каменная, неоднократно перестраивавшаяся. Нынешнее здание было построено по проекту архитекторов С. П. Обитаева и Л. П. Карлони в 1825—1837 годах.

Название «под Вязом» произошло от огромного вяза, росшего перед алтарём ещё во времена Екатерины II.

В 1925 году храм был закрыт. С 1934 года в ней разместился Музей столицы.
Церковь Святого Апостола Иоанна Богослова под Вязом (Иоанно-Богословский храм у Китайгородской стены). Расположена по адресу: Новая пл., 12. Церковь Св. Апостола Иоанна Богослова появилась в 1493 году, сначала деревянная, потом каменная, неоднократно перестраивавшаяся. Нынешнее здание было построено по проекту архитекторов С. П. Обитаева и Л. П. Карлони в 1825—1837 годах. Название «под Вязом» произошло от огромного вяза, росшего перед алтарём ещё во времена Екатерины II. В 1925 году храм был закрыт. С 1934 года в ней разместился Музей столицы.
Храм Воскресения Христова в Кадашах. Расположен по адресу: 2-й Кадашёвский переулок, 7/14. Церковь Воскресения в Кадашах, по мнению современных учёных, служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья и определяла главную градостроительную ось Москвы: от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.

Первое каменное здание, построенное в 1656 году, просуществовало около 30 лет. От этой постройки до наших дней дошли южная апсида и каменный подклет-кладовая под алтарями. В 1687 году было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Строительство осуществлялось на средства жителей Кадашёвской слободы — купцов Кондрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича. В 1812 году храм был разграблен, пострадала старинная роспись XVII века, в нижнем храме наполеоновскими войсками была устроена конюшня. В результате поджога пострадала и колокольня. Значительная часть ценностей была расхищена.

В тридцатые годы начались реставрационные работы, продолжавшиеся до 1863 года.
Храм Воскресения Христова в Кадашах. Расположен по адресу: 2-й Кадашёвский переулок, 7/14. Церковь Воскресения в Кадашах, по мнению современных учёных, служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья и определяла главную градостроительную ось Москвы: от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском. Первое каменное здание, построенное в 1656 году, просуществовало около 30 лет. От этой постройки до наших дней дошли южная апсида и каменный подклет-кладовая под алтарями. В 1687 году было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Строительство осуществлялось на средства жителей Кадашёвской слободы — купцов Кондрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича. В 1812 году храм был разграблен, пострадала старинная роспись XVII века, в нижнем храме наполеоновскими войсками была устроена конюшня. В результате поджога пострадала и колокольня. Значительная часть ценностей была расхищена. В тридцатые годы начались реставрационные работы, продолжавшиеся до 1863 года.
Храм Варвары Великомученицы на Варварке. Расположен по адресу: ул. Варварка, д. 2. Храм Варвары Великомученицы предположительно существовал ещё в XIV веке немного южнее современной церкви. В 1514 году под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового было построено каменное здание. В 1796—1801 годах майор артиллерии Иван Барышников и московский купец первой гильдии Н. А. Самгин заказывают новое здание церкви. Строит его архитектор Родион Казаков.

В 1812 году французы использовали храм под конюшню. Здание сильно пострадало и было восстановлено в 1820-х годах.
Храм Варвары Великомученицы на Варварке. Расположен по адресу: ул. Варварка, д. 2. Храм Варвары Великомученицы предположительно существовал ещё в XIV веке немного южнее современной церкви. В 1514 году под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового было построено каменное здание. В 1796—1801 годах майор артиллерии Иван Барышников и московский купец первой гильдии Н. А. Самгин заказывают новое здание церкви. Строит его архитектор Родион Казаков. В 1812 году французы использовали храм под конюшню. Здание сильно пострадало и было восстановлено в 1820-х годах.

Комментарии к альбому

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
sovikont
не подозревала что в Москве ТАК много храмов! радует что устояли , нашли свое место и по всему видно у каждого храма есть свои прихожане , ведь все храмы с историей! спасибо ,Олег! Такая прогулка бесспорно интересна!
Nomad
София, спасибо! Храмов у нас ГОРАЗДО больше, если не надоест, то будет еще продолжение...
sovikont
Удивительно ... думаю интересно очень , во всяком случае мне ,Олег! Многие я видела когда гуляла по Москве .а многие для меня открытие и конечно архитектура . такая разная , что о многих храмах захотелось узнать подробнее!
Nomad
это хорошо, значит не зря стараюсь...
Запись с ответом была удалена.
Запись с ответом была удалена.
fanolia
Как же их много, оказывается! Ну вот, совсем другими глазами на Москву смотрю теперь :)
Nomad
это только половина из того, что есть у меня... а сколько у меня еще нет...
YaroslavGlukhov
Замечательная подборка, Олег! Хочется прямо паковать чемоданы и отправляться по Вашим следам! Изо всего я видел только храм на Варварке
Nomad
ну, тебе повезло, на Варварке много храмов.... Пакуй... к лету ближе, сейчас тут делать нечего... И давай на ТЫ уже, в конце концов... я все равно не верю указанному тобой возрасту...
YaroslavGlukhov
Договорились! Да вот только в Москву вряд ли поедем...
Nomad писал 4 февраля 2015 г. 16:10
я все равно не верю указанному тобой возрасту...

Олег, ты должен мне поверит! Мне 15!
Nomad
YaroslavGlukhov писал 4 февраля 2015 г. 16:12
Москву вряд ли поедем
с одной стороны - это правильно... неча тут делать...
ты должен мне поверит
моему сыну в этом году будет 15... почему вы такие разные?
YaroslavGlukhov
Потому что он - не я, а я - не он!
Nomad писал 4 февраля 2015 г. 16:28
неча тут делать...

А мне в 2013 понравилось!
Nomad
YaroslavGlukhov писал 4 февраля 2015 г. 16:57
Потому что он - не я, а я - не он
примерно это я и имел в виду...
YaroslavGlukhov писал 4 февраля 2015 г. 16:57
в 2013 понравилось
ну... раньше было по-другому...
vasilets
YaroslavGlukhov писал 4 февраля 2015 г. 16:05
Замечательная подборка, Олег! Хочется прямо паковать чемоданы и отправляться по Вашим следам! Изо всего я видел только храм на Варварке


Ярослав, а чего мешает? В Москве не только храмы, а вообще много интересного есть))))
karela
Храмов в Москве действительно много, большинство из них - с трагической историей. Хорошо, что все это наследие сейчас пытаются сохранить и сберечь
Nomad
пытаться мало... надо что-то делать, но в основном только пытаются...
Margaritka
Олег, в этой подборке есть несколько храмов, которые от меня в свое время спрятались, поэтому особенно было прелюбопытно на них посмотреть!
Nomad
это еще не конец, так что надеюсь удивить...
Margaritka
не смоневаюсь, что получится удивиться!
onegina17
Впечатляет! Ну так на то и Златоглавая!
tinka61
Олег, огромное тебе спасибо за такую интересную подборку московских храмов, да еще и с точными адресами. Возьму себе на вооружение в следующий приезд в Москву.
Nomad
не вопрос... для чего делаем-то?
ты погоди, это еще только половина.... следующий приезд должен быть длинным....
tinka61
Так у меня каждый приезд длинный. На месяц отсюда смысла нет прилетать - слишком далеко и дорого.
Chedty
Спасибо, очень интересно. Пережить тридцатые было супер задачей и для храмов и для людей. Как хорошо что многие выдержали.
Nomad
да уж, по другому и не скажешь... .спасибо!
vibas
Олег, спасибо за продолжение! Особенно: церкви при богадельне им. И. и А. Медведниковых! Необычные! И где-то недалеко от нас ведь!)) Вот потеплеет, хочу начать "москвоведение")))
Церковь Зачатия Анны, что в Углу - супер! А как ты ее сфотографировал?! Она же вроде сейчас все еще за высоченным забором на вечной строительной площадке им. умерших нездоровых амбиций Ю.М. Лужкова?!
Nomad
При богадельне - да, таких больше не видел... очень они необычные... .посмотри при оказии...
Анну фотографировал через дыру в заборе - как раз объектив туда пролез.... изумительно красивая церковь!!!
beta351
Делайте, пжл, продолжение. Очень интересно.
Nomad
спасибо! на следующей неделе будет продолжение... .
marsada
Олег, супер! А ты только снаружи снимаешь? Или внутрь тоже заходишь? А если заходишь - внутри снимаешь?
Nomad
Спасибо!
Я не всегда захожу, а внутри - по обстоятельствам, если можно - то снимаю... Но тут выкладываю по одной картинке только...
annaabrosimova
Олег, спасибо за экскурсию! Оказывается, я многие из них не видела. Очень интересно было почитать и о знакомых и о не знакомых храмах. А продолжение будет?
Nomad
Спасибо за оценку! Я уже говорил, большинство из них я тоже впервые увидел... Продолжение обязательно будет, на следующей неделе выложу...
sonnenschein
И не думала, что в Москве столько храмов
julykum
Восхищенна проделанной Вами работой! Это сколько материала Вам пришлось перелопатить. А найти все эти церкви! Да еще и так здорово их снять! Труда вложено немало!
Nomad
спасибо!! найти и снять - это было самое приятное... А материал найти не сложно, сейчас много всего...
julykum
Иногда даже слишком много. Начинаешь что-нибудь искать, и скоро тонешь под лавиной разнообразной и зачастую противоречивой информации.
Nomad
вот поэтому я стараюсь ограничиваться минимумом...
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.